Официальный Татарстан

Пресс-службаПресс-релизыБрифинг в Кабинете Министров РТ в режиме видеоконференции: "О ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов в Республике Татарстан"

Пресс-релиз

Брифинг в Кабинете Министров РТ в режиме видеоконференции: "О ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов в Республике Татарстан"
27.09.2011

Участники брифинга:

Сабиров Ринат Касимович - помощник Президента Республики Татарстан

Гилязиев Роберт Файзиевич - начальник ГБУ "Управление рационального использования ТЭР в Республике Татарстан"

Щербаков Иван Александрович - заместитель руководителя Управления ФАС по Республике Татарстан

 



Управление Федеральной антимонопольной службы России
по Республике Татарстан


Пресс-служба
тел.: 238 20 61, факс: 238 19 46, e-mail: to16_43@fas.gov.ru

Цены на бензин и дизельное топливо, устанавливаемые на автозаправочных станциях, зависят не только от мировых цен на нефть, но и от ряда других факторов.
Ситуация, сложившаяся в первом полугодии 2011 года в регионах Российской Федерации, в том числе и в Татарстане, характеризовалась недостаточным предложением автомобильных бензинов, что могло повлечь за собой повышение цен на них. Данная ситуация, в частности, была обусловлена ростом потребления нефтепродуктов в Российской Федерации, а также неготовностью ряда нефтяных компаний к исполнению требований Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 №118 (далее – Технический регламент).
В настоящее время, чтобы избежать повторения этой ситуации, проводится работа по отложению срока вступления в силу положений Технического регламента при условии выполнения нефтяными компаниями ряда обязательств.
В целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, необходимости модернизации производственных мощностей нефтяных компаний и повышения качества поставляемых на внутренний рынок нефтепродуктов были заключены четырехсторонние соглашения с нефтяными компаниями. В рамках этих соглашений нефтяные компании обязуются:
- модернизировать свои НПЗ для перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов согласно установленного графика реализации инвестиционных проектов;
- обеспечить достаточное производство высококачественного моторного топлива и предложение на внутренний рынок.
ФАС России полагает, что эти обязательства направлены на недопущение ограничения конкуренции на рынках нефтепродуктов - в том числе таких, как сокращение поставок на внутренний рынок и ущемление интересов потребителей (оптовых, мелкооптовых и розничных).
В части изменения налоговой политики в нефтяной отрасли, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2011 г. № 716 внесены изменения в расчет ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, которые составят 0,66 от величины ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть. Настоящее постановление вступает в силу с 1 октября 2011 г.
Изменение ставок вывозных пошлин на нефтепродукты простимулирует модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей и поэтапный переход на производство более качественных видов нефтепродуктов, которые обязались осуществить нефтяные компании в рамках 4-х сторонних Соглашений с Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Также на ситуацию на региональных рынках (нефтебазы, АЗС) влияет ситуация, складывающаяся в оптовом звене (НПЗ).
Федеральный рынок оптовой продажи нефтепродуктов характеризуется наличием коллективного доминирования нефтяных компаний. Практически на всех территориях России, за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, уровень конкуренции на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (их дочерними структурами).
Существует необходимость в структурных изменениях на рынке нефтепродуктов, а также в формирования рыночного индикатора внутреннего рынка.
По мнению Федеральной антимонопольной службы для стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов требуется комплекс мер, направленных как на коррекцию поведения ВИНКов, так и на изменение фискальной политики, правил проведения биржевых торгов, а также принятие ряда нормативных актов.
В целях повышения предсказуемости и объективности механизмов ценообразования на рынках нефтепродуктов Российской Федерации ФАС России разработала проекты федеральных законов «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации», направленные в заинтересованные ведомства. На текущий момент законопроекты находятся в стадии согласования
В феврале 2011 года ФАС России были возбуждены дела в отношении трех крупнейших российских нефтяных компаний - ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть» по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В июле-августе 2011 года ФАС России признала факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Газпром нефть», ОАО « Лукойл» и ОАО «НК «Роснефть», в части установления монопольно высокой цены на дизельное топливо в период 4 квартала 2010 и начала 2011 года, а также создания дискриминационных условий деятельности на рынке дизельного топлива.
В конце 2010 и начале 2011 года территориальными органами ФАС России возбуждено 76 дел по нарушению антимонопольного законодательства на товарных рынках нефтепродуктов, в том числе Татарстанским УФАС России:
- дело № 05-61/2011 возбуждено в отношении ООО «Татнефть-АЗС Центр», ОАО «ХК «Татнефтепродукт», ООО «Карсар», по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке розничной реализации бензина и дизельного топлива, в части злоупотребления доминирующим положением путем установления экономически необоснованных цен на нефтепродукты (находится на рассмотрении);
- дело №05-62/20100 возбуждено в отношении ОАО «ТАИФ-НК», по признакам нарушения антимонопольного законодательства на рынке оптовой реализации нефтепродуктов, выразившегося в ущемлении интересов других лиц путем установления, поддержания необоснованных оптовых цен на дизельное топливо в период ноябрь 2010 – февраль 2011г.г.
16 августа 2011 года Татарстанское УФАС России признало ОАО «ТАИФ-НК» нарушившим антимонопольное законодательство.
Информация о ходе рассмотрения вышеуказанных дел, а также о вновь возбужденных делах, размещается на официальном сайте Татарстанского УФАС России: www.fasrt.ru. 



Смотреть полный текст

назад