Официальный Татарстан

О республикеОбразование и наука

Образование и наука

 

Дошкольное образование

В Республике Татарстан функционируют 2020 дошкольных образовательных организаций (с учетом групп в общеобразовательных организациях), в них воспитанников – более 222 тыс. человек, трудится 52 211 человек, в том числе 21 568 педагогов:

  • 768 – с татарским языком обучения и воспитания;
  • 1181 – с русским языком обучения и воспитания, в т.ч. 587 – с 1115 татарскими группами;
  • 48 – с чувашским языком обучения и воспитания;
  • 13 – с удмуртским языком обучения и воспитания;
  • 10 – с марийским языком обучения и воспитания.

 

Среднее общее образование

Функционируют 1402 школы (еще 260 филиалов):

  • 1318 общеобразовательных школ и школ-интернатов;
  • 53 школы и школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • 2 санаторные школы-интерната;
  • 1 школа для детей с девиантным поведением;
  • 10 вечерних;
  • 16 негосударственных;
  • 2 подведомственные Министерству культуры Республики Татарстан и Министерству спорта Республики Татарстан.

В них обучается 433 599 учащихся, трудится 36 329 педагогических работников, в т.ч. 31 926 учителей.

Доля средних школ из числа дневных общеобразовательных школ и школ-интернатов составляет 65,8% (867 школ), доля основных школ из числа дневных общеобразовательных школ и школ-интернатов составляет 26,5% (349 школ), доля начальных школ из числа дневных общеобразовательных школ и школ-интернатов составляет 7,7% (102 школы).

В республике функционируют:

  • 679 образовательных организаций (из них 162 филиала) с татарским языком обучения и преподаванием отдельных предметов естественно-математического цикла на русском языке;
  • 826 образовательных организаций с русским языком обучения;
  • 32 школы реализуют учебный план с углубленным изучением русского языка и культуры;
  • 530 школ изучают русский язык с увеличенным количеством часов;
  • 585 школ реализуют учебный план с изучением учебного предмета «Русский родной язык»;
  • 137 школ с этнокультурным компонентом содержания образования, в том числе:
  • 91 школа (из них 22 филиала) с чувашским языком обучения (начальные классы) и изучением чувашского языка;
  • 25 школ (из них 8 филиалов) с удмуртским языком обучения (начальные классы) и изучением удмуртского языка;
  • 17 школ (из них 5 филиалов) с марийским языком обучения (начальные классы) и изучением марийского языка;
  • 3 школы (из них 1 филиал) с изучением мордовского языка;
  • 1 школа с изучением иврита.

В 46 отделениях воскресной школы изучаются язык и культура 23 национальностей (азербайджанский, украинский, армянский, таджикский, афганский, немецкий, грузинский, лезгинский, корейский, башкирский и др.).

Одним из приоритетных направлений региональной образовательной политики становится создание полилингвальных образовательных комплексов. Данный проект реализуется по инициативе Государственного Советника Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева и при поддержке Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова. До 2022 года планируется запустить 6 комплексов «Адымнар – путь к знаниям и согласию». Первый из них планируется ввести уже в 2020 году в г.Казани.

В целях создания условий для поощрения отличившихся педагогических работников и коллективов за вклад в развитие национального образования ежегодно присуждаются премия имени Каюма Насыйри и республиканская премия имени Ризаэддина Фахреддина, проводятся всероссийские профессиональные конкурсы «Лучший учитель татарского языка» и «Мастер-класс учителей родных языков».

 

Среднее профессиональное образование

В Республике Татарстан функционирует:

  • 96 профессиональных образовательных организаций, из них:
  • 88 государственных;
  • 8 негосударственных.

В них обучается 71 064 студента, в том числе квалифицированных рабочих (служащих) – 12 502 обучающихся.

Сегодня в республике функционирует 37 ресурсных центров, отремонтированных и оснащенных новым оборудованием. На их создание за 6 лет из бюджета республики выделено более 5,1 млрд. рублей.

Мощным стимулом развития профессионального образования выступает чемпионатное движение «Ворлдскиллс». Созданная в республике организационная модель развития движения, предполагающая закрепление компетенций за отраслевыми министерствами и ведомствами, образовательными организациями и предприятиями, доказала свою эффективность.

В мае в г.Казани был проведен Финал VII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия), в котором приняли участие более 1500 конкурсантов из 82 регионов России и 26 стран мира. В упорной борьбе сборная Республики Татарстан одержала победу в общекомандном зачете, завоевав 55 золотых, 47 серебряных и 39 бронзовых медалей, а также 25 медальонов за профессионализм.  

С 22 по 27 августа 2019 года в г.Казани на площадке международного выставочного центра «Казань Экспо» прошел 45-й мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс».  По итогам соревнований национальная сборная России заняла второе место в медальном зачете, завоевав 14 золотых, 4 серебряные, 4 бронзовые медали и 25 медальонов за профессионализм.

Значимый вклад в результат нашей страны внесли конкурсанты от Республики Татарстан, которые завоевали 1 золотую, 1 серебряную, 1 бронзовую медаль и 8 медальонов за профессионализм. Высокие результаты сборной Республики Татарстан стали возможны благодаря качеству ее подготовки, развитию республиканской системы профессионального образования в целом.

 

Высшее образование

В республике 25 головных образовательных организаций высшего образования, в том числе 15 государственных, 10 негосударственных (из них 3 религиозные), 19 филиалов (13 – государственные, 6 – негосударственные) образовательных организаций.

Студентов – 143 991 чел., из них:

  • в государственных организациях –  127 135 (88,3%);
  • в негосударственных организациях – 16 856 (11,7%).

Обучаются:

  • на бюджетной основе – 58 548 чел. (40,6%);
  • очно – 87 353 (60,6%);
  • очно-заочно –  4 412 (3%);
  • заочно – 52 226 (36,4%).

Штатный персонал вузов – 19 671 чел., из них профессорско-преподавательский состав вузов –  7 198 чел.

Обучается 16 273 иностранных студента (11,3%) из 15 стран ближнего и 110 стран дальнего зарубежья.

Крупнейшие вузы Республики Татарстан:

  • Казанский (Приволжский) федеральный университет – 34 109 студентов;
  • Казанский национальный исследовательский технологический университет – 17 812 студентов;
  • Казанский государственный энергетический университет – 10 056 студентов;
  • Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н.Туполева – КАИ – 9 298 студентов.

 

Научный комплекс Республики Татарстан

В настоящее время научными изысканиями в республике занимается 12,2 тыс. штатных сотрудников: исследователей, техников, вспомогательных работников. Около 5,2 тыс. специалистов трудится на условиях совместительства, договоров гражданско-правового характера.

Институциональная структура сферы НИОКР представлена 39 научно- исследовательскими учреждениями, 9 проектно-конструкторскими бюро, 35 высшими учебными заведениями, 15 корпоративными НИИ и КБ, а также 16 прочими организациями.

По общему количеству научных центров (114 единиц) у Татарстана лидирующие позиции в составе членов Ассоциации инновационных регионов России.

В соответствии со Стратегией инновационного развития России на период до 2020 года наблюдается непрерывное усиление роли высшей школы в вопросах коммерциализации результатов научно-технической деятельности. При ведущих вузах республики создано около 120 малых инновационных предприятий, большая часть которых образуют инновационные пояса федерального и двух национальных исследовательских университетов.

Конечная результативность фундаментальных и прикладных изысканий, выражаемая показателями публикационной и патентной активности, индексом цитируемости, объемом поступлений от вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и т.д., во многом зависит от того, насколько полным и своевременным является финансовое обеспечение научных проектов.

За прошедшие годы внутренние затраты на исследования и разработки в Татарстане возросли почти в 15 раз (с 1,2 млрд. рублей в 2000 году до 17,8 млрд. рублей в 2018 году).

В структуре источников вложений в НИОКР в республике преобладают внебюджетные средства: на них приходится 64% расходов на НИР, в то время как в целом по стране величина этого показателя сложилась на уровне 36%.

В целях развертывания новых адресных стимулов и механизмов поощрения научных изысканий при непосредственном участии министерства в последние несколько лет в правовое пространство республики были имплементированы международные и государственные премии имени А.Н.Туполева, В.Е.Алемасова и Н.И.Лобачевского.

Кроме того, в целях развертывания новых адресных механизмов поощрения научной и научно-методической деятельности педагогических работников в конце 2017 года в правовое пространство республики была внедрена государственная премия имени М.И.Махмутова.

 

Реализация федеральных программ и проектов в Республике Татарстан

В Татарстане сложился успешный опыт участия в программах модернизации системы дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.

Наиболее крупными из федеральных программ являются:

создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет в организациях, реализующих программы дошкольного образования (в 2019 году создается 3200 дополнительных мест для детей до 3 лет путем строительства 29 детских садов);

создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом (в 2019 году  отремонтировано 6 спортивных залов в образовательных организациях в селах республики);

содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях (строятся новые школы в густонаселенных районах, что позволяет снижать долю детей, обучающихся во вторую смену).

С 2016 года реализуются мероприятия по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов. Средства предусмотрены на создание региональной и муниципальной инфраструктуры для оказания информационно-методической помощи школам. В 2019 году участвует 71 школа из 45 муниципальных районов Республики Татарстан.

Реализуются мероприятия по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений. Средства направляются на модернизацию технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений, подключение пилотных школьных информационно-библиотечных центров  к электронной базе данных для пополнения фондов школьных библиотек электронными учебниками; создание единой автоматизированной библиотечной системы, повышение квалификации учителей по метапредметным компетенциям, оснащение специализированных школ оборудованием для работы по адаптированным образовательным программам (для детей с ограниченными возможностями здоровья). 

С 2019 года Республика Татарстан участвует в реализации мероприятий национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Социальная активность». Все проекты утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.12.2018 № 1131 (в редакции от 30.03.2019 № 254).

Общая сумма привлеченных средств составляет 6,8 млрд. рублей (из бюджета Российской Федерации – 6,1 млрд. рублей, из бюджета Республики Татарстан – 0,7 млрд. рублей).