Официальный Татарстан

Пресс-службаПресс-релизыРасширенное заседание коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан в режиме видеоконференции «Об итогах работы транспортного комплекса Республики Татарстан за 2010 год и задачах на 2011 год» с участием Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова

Пресс-релиз

Расширенное заседание коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан в режиме видеоконференции «Об итогах работы транспортного комплекса Республики Татарстан за 2010 год и задачах на 2011 год» с участием Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова
05.02.2011

Краткая информация об итогах деятельности
транспортного комплекса за 2010 год
 
В 2010 году завершилась реализация долгосрочной целевой программы «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на период 2006-2010 годы». В целом за 5 лет финансирование на реализацию Программы составило 108,94 млрд. рублей за счет всех источников финансирования, что составляет 94,7 % от плана (115,05 млрд. рублей).
Суммарный вклад транспортной составляющей в валовой региональный продукт Республики Татарстан в 2010 году составил 6,3 %. Темп роста валовой добавленной стоимости «Транспорт» по отношению к 2009 году составил 110,1 %.
По итогам 10 месяцев 2010 года сальдированный финансовый результат предприятий транспортного комплекса республики составил 9,6 млрд.рублей прибыли, из них «транспорт» - 8,6 млрд. руб., что на 67% больше, чем за аналогичный период предыдущего года (далее – АППГ), «дорожное строительство» – 1,03 млрд.руб., что на 30% больше, чем за АППГ.
Кредиторская задолженность предприятий транспортного комплекса Республики Татарстан на 1 ноября 2010 г. составила 34,0 млрд. рублей, из них «транспорт» - 14,2 млрд. рублей, «дорожное строительство» – 19,8 млрд. рублей.
Из общей величины кредиторской задолженности 3% или 1,1 млрд. рублей – просроченная задолженность, из них «транспорт» - 0,4 млрд. рублей, «строительство» - 0,7 млрд. рублей.
Величина дебиторской задолженности предприятий транспортного комплекса Республики Татарстан на 1 ноября 2010 г. составила 38,9 млрд. рублей, из них «транспорт» - 20,2 млрд. рублей, «дорожное строительство» – 18,7 млрд. рублей.
Из общей величины дебиторской задолженности 3% или 1,2 млрд. рублей – просроченная задолженность, из них «транспорт» - 0,5 млрд. рублей, «дорожное строительство» - 0,7 млрд. рублей.
В 2010 году объем финансирования транспортного комплекса (без учета объектов Универсиады) составил 22,49 млрд.рублей, в том числе из федерального бюджета 6,71 млрд.рублей и 15,78 млрд.рублей из республиканского бюджета, из них:
- 12,0 млрд.рублей - из республиканского бюджета на реализацию программы дорожных работ на дорогах общего пользования регионального значения (в том числе 0,6 млрд.рублей за счет средств федерального бюджета, выделенных Республике Татарстан в качестве бюджетного кредита на строительство автомобильной дороги «Сорочьи Горы – Шали», соединяющей автодорогу «Казань-Оренбург» и автодорогу М-7);
 - 5,1 млрд.рублей - из федерального бюджета на содержание, ремонт и реконструкцию федеральных автомобильных дорог, проходящих по территории Республики Татарстан;
- 3,0 млрд. рублей на строительство метрополитена в г. Казани (первая линия метрополитена в г. Казани от ст. «Дубравная» до ст. «Заводская» («Авиастроительная») протяженность 18,46 км, 11 станций, срок ввода-2013 год);
- 1,5 млрд.рублей – из федерального бюджета и 0,2 млрд.рублей из бюджета Республики Татарстан на строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра;
- 0,386 млрд.рублей - из республиканского бюджета на компенсацию выпадающих доходов автотранспортным предприятиям, осуществляющим пассажирские перевозки льготных категорий граждан по единым месячным проездным билетам;
- 0,04 млрд.рублей в виде субсидий муниципальным образованиям республики для организации пассажирских перевозок и обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта;
- 0,15 млрд.рублей - из бюджета Республики Татарстан транспортным предприятиям в виде дотаций на возмещение убытков от регулирования тарифов и перевозок льготных категорий пассажиров по пригородным пассажирским перевозкам железнодорожным и водным транспортом;
- 0,113 млрд.рублей - из федерального бюджета на проектные работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы международного аэропорта «Казань»;
- 0,01 млрд.рублей выделено из республиканского бюджета на реализацию мероприятий республиканской целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в республике Татарстан».
На сегодняшний день общая протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения Республики Татарстан составляет 14 529 км, из них федеральных дорог 1066 км, региональных – 13 463 км.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и федерального значения с асфальтобетонным покрытием – 11 562 км (80%), со щебеночным – 1 915 км (13%), грунтовых дорог – 1 052 км (7%).
Плотность сети дорог общего пользования составляет 214,18 км на 1000 кв. км территории.
Большая часть региональных автомобильных дорог представлена дорогами низших (IV и V) категорий – 11 742 км (или 87%).
В Республике Татарстан остается более 1400 населенных пунктов, не имеющих подъездов с асфальтобетонным покрытием протяженностью более 3600 км, в том числе 912 населённых пунктов, не имеющих связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием, протяженностью 2200 км.
В 2010 году завершены работы по соединению дорогами с твёрдым типом покрытия 24 населённых пунктов.
По предварительным расчетам, потребность в финансировании для приведения в нормативное состояние данных подъездов составляет более 60 млрд. рублей.
В целях реализации программы улично-дорожной сети г.Казани в рамках подготовки к XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года определены 17 программных мероприятий, которыми предусмотрены строительство и реконструкция 48 объектов и капитальный ремонт городских улиц. На сегодняшний день строительством начато 28 объектов улично-дорожной сети г.Казани, в том числе 8 транспортных развязок, 13 улиц и дорог, 15 пешеходных переходов. В 2010 году финансирование на эти цели составило 14 млрд.рублей, в том числе: из федерального бюджета – 7,5 млрд. рублей, из республиканского бюджета – 6,5 млрд. рублей.
Успешными темпами ведется строительство Казанского метрополитена. В 2010 году введена в эксплуатацию 7-ая станция Козья Слобода. Продолжаются строительные работы на участке ст.Козья Слобода – Авиастроительная.
Городским электрическим наземным транспортом осуществляются перевозки пассажиров по 55 маршрутам в 4 крупных городах: г. Казань, г. Набережные Челны, г. Нижнекамск, г. Альметьевск. В городе Казань осуществляются также перевозки метрополитеном. Объем перевезенных пассажиров городским электрическим транспортом за 2010 год составил 114,3 млн. пассажиров, что меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 3,1%.
За отчетный период средняя выработка на 1 единицу подвижного состава городского электрического транспорта составляет 1871,5 тыс. рублей, что немногим ниже уровня 2009 года.
В настоящее время отработали свой амортизационный срок и подлежат списанию порядка 82 % подвижного состава предприятий ГЭТ.
Автомобильный транспорт Республики Татарстан представлен деятельностью 40 социально-значимых предприятий пассажирского автомобильного транспорта различных форм собственности.
Среднесписочное количество подвижного состава автотранспортных предприятий за 2010 год насчитывает 2437 единиц автобусов, которые обслуживают 867 маршрутов, в том числе 246 заказных и вахтовых маршрутов. По сравнению с 2009 годом количество маршрутов сократилось на 8,8%.
По итогам работы за 2010 год автотранспортными предприятиями республики перевезено 191,4 млн. пассажиров против 183,8 млн. пассажиров за 2009 год, что составляет увеличение на 4,1% к уровню прошлого года.
За анализируемый период общий доход автотранспортных предприятий республики составил 3498,2 млн. руб., что составляет увеличение по сравнению с 2009 годом на 8,5% (2009 год–3223,7млн. рублей).
Также наблюдается рост доходов от пассажирских перевозок на 8,9%, (2010 год – 2999,5 млн. руб., 2009 год – 2751,9 млн. рублей).
Расходы автотранспортных предприятий по итогам работы за 2010 год составили 3588,2 млн. руб., что в сравнении с 2009 годом составляет увеличение на 2,4% (2009 год – 3502,7 млн. рублей), в том числе расходы по пассажирским перевозкам увеличились на 10,3 % в сравнении с 2009 годом и составили 3292,8 млн. руб. (2009 год – 2985,46 млн. рублей).
В настоящее время средняя величина износа подвижного состава автотранспортных предприятий республики, задействованных на перевозках населения, составляет более 65%, что влияет на качество обслуживания населения и эффективность работы предприятий.
На территории Республики Татарстан функционируют два предприятия, осуществляющих перевозки на внутреннем водном транспорте, которыми в 2010 году перевезено 730,8 тыс. человек. Объем перевезенных грузов внутренним водным транспортом в 2010 году снизился на 18% и составил 6197 тыс.тон. Грузооборот составил 556,7 тыс.тон.
За анализируемый период общий доход предприятий водного транспорта составил 1085,8 млн.рублей, что выше уровня прошлого года на 70%. При этом в последние несколько лет наблюдается тенденция к снижению доходов от пассажирских перевозок, с 2008 по 2010 годы уровень доходов снизился с 62 млн.руб до 46,6 млн.руб., т.е на 33%. Общие расходы предприятий водного транспорта увеличились на 43% и составили 1282,3 млн.рублей.
Воздушный транспорт в Республике Татарстан представлен деятельностью трех аэропортов: «Казань», «Бугульма» и «Бегишево».
В настоящее время в республике базируются 4 авиакомпании, осуществляющие пассажирские перевозки: ОАО «Авиакомпания «Татарстан»; ОАО «Казанское авиационное предприятие»; ООО «Авиакомпания «Тулпар Эйр»; ОАО «Ак Барс АЭРО».
В 2010 году из аэропортов Республики Татарстан отправлено 628,4 тыс.человек, увеличение объемов по сравнению с 2009 годом составило 46,4%. Всего услугами аэропортов республики воспользовались 1262,5 тыс. пассажиров, что выше уровня 2009 года на 45%.
Республиканскими авиакомпаниями перевезено 834,4 тонн грузов, что ниже прошлогоднего уровня на 3,1%. Через аэропорты республики отправлено 2569 тонн (больше чем в 2009г. на 88%), принято - 1632 тонн грузов (меньше чем в 2009 году на 11%).
Количество выполненных рейсов в 2010 году увеличилось на 16,5 % и составило 15729. Процент регулярности рейсов составил 82,7%, что меньше на 2,4% по сравнению с 2009 годом.
Доходы авиапредприятий Республики Татарстан за 2010 год составили    5385,1 млн. руб. – на 11,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
 Расходы авиапредприятий в 2010 году увеличились на 18,9% и составили 5568,9 млн.руб.
В 2010 году в Республике Татарстан перевозка пассажиров железнодорожным транспортом осуществлялась в дальнем сообщении по 13 направлениям, где курсируют 18 пар поездов, в том числе 4 пары летних поездов.
За 2010 год предприятиями железнодорожного транспорта всего перевезено 18894 тыс. пассажиров, в том числе в пригородном сообщении перевезено 12679 тыс. пассажиров. Уровень объема пригородных пассажирских перевозок составил 74% к уровню прошлого года.
Пассажирооборот уменьшился на 16% и составил 2343,5 млн. пасс.км.
В Республике Татарстан зарегистрировано 80 транспортных компаний, имеющих допуск для работы на международных перевозках с парком 562 большегрузных автопоездов.
Прогнозный объем перевозок грузов на рынке международных автомобильных перевозок Республики Татарстан в 2010 году составил 327,6 тыс. тонн, что на 10,4% выше аналогичного периода 2009 года. Доля экспортных отправок составила 63,94% против 66,38% прошлого года. Несмотря на ее снижение, уровень экспортных автомобильных отправок является одним из высоких в Российской Федерации.
В целях интеграции транспортной системы в республике реализуются два крупных инвестиционных проекта.
Большое значение дляразвития нового маршрута федеральной автомобильной дороги Казань-Оренбург в Республике Татарстан имеет проект по строительству платной автомобильной дороги «Шали (М-7) – Бавлы (М-5)».
Общий объем средств, освоенных на строительстве автомагистрали «Шали (М-7) – Бавлы (М-5)» в 2010 году составляет 2,6 млрд. рублей, в том числе:
- 731,7 млн. рублей - на выполнении подрядных работ по строительству участка «Платная автомагистраль «Алексеевское - Альметьевск», в том числе 531,7 млн. рублей – средства частного инвестора;
- 1 407,2 млн. рублей - на строительстве автодороги «Сорочьи Горы-Шали», км 24 – км 40, открыто рабочее движение по первой очереди автодороги;
- 426,6 млн.рублей – на строительстве мостового перехода через р. Каму у с. Сорочьи Горы.
По итогам 2010 года можно говорить об ускоряющихся темпах воплощения в жизнь инвестиционного проекта «Создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (Республика Татарстан)». Так, например, в прошедшем году были реализованы следующие мероприятия:
- на конкурсной основе определены основные частные инвесторы проекта. В том числе в качестве якорного инвестора определено ОАО «Совфрахт»;
- завершено проектирование федеральных и республиканских объектов СММЛЦ, а также, получено разрешение на их строительство;
- начата работа по резервированию земельного участка для перспективного развития логистического центра;
- по строительству объектов республиканской собственности определены заказчик-застройщик СММЛЦ – ГУ «Главтатдортранс» и генеральный подрядчик по федеральной и республиканской части - ООО «ПСО Казань». Заказчиком по федеральной части является ФГУ «Ространсмодернизация»;
- начаты работы по вертикальной планировке земельных участков под создание системы инженерных сетей и созданию территории строительства.
На реализацию проекта генеральному подрядчику за счет средств республиканского бюджета выделено 200,0 млн. рублей, а из федерального выделен аванс в размере 1,5 млрд.рублей.
В 2010 году проводилась работа и будет продолжена в 2011 году по реализации проектов направленных на развитие транспортной инфраструктуры. В том числе основными из них являются:
            -реконструкция и развитие Международного аэропорта «Казань»;
            -модернизация пассажирской инфраструктуры железнодорожного транспорта;
            -организация интермодальных перевозок от станции Казань до международного аэропорта «Казань».
Большое значение уделяется обеспечению безопасности на объектах транспортного комплекса Республики Татарстан. Так, в 2010 году на объектах транспортного комплекса реализовывался и совершенствовался комплекс мер, направленных на повышение безопасности граждан на объектах транспорта.
В аэропортах Республики Татарстан проводится 100% предполетный досмотр пассажиров, багажа и ручной клади, досмотр авиаперсонала на КПП, воздушных судов и бортовых запасов. Также реализуются и другие меры направленные на обеспечение безопасности.
На железнодорожных вокзалах Татарстана установлены системы видеонаблюдения, проводится информирование пассажиров с использованием средств громкоговорящей связи о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и повышении бдительности; разработан сборник инструкций по действиям руководителей и работников при возникновении чрезвычайных ситуаций.
На казанском электротранспорте организовано регулярное проведение обследований станций и тоннельных сооружений метрополитена, территорий депо, трамвайных и троллейбусных депо. В настоящее время ведется работа по привлечению средств из федерального бюджета по обеспечению безопасности населения на казанском метрополитене.
В вестибюлях станций метрополитена установлены металлоискатели. Проводятся осмотры составов электропоездов на конечных станциях метрополитена. Организован круглосуточный видеоконтроль за пассажиропотоком на станциях метрополитена.
Министерством продолжается работа по внедрению инновационных подходов в транспортном комплексе. Так, например в 2010 году, совместно с рядом компаний проводился целый комплекс работ по организации выпуска модифицированных дорожных битумов на основе полимерной добавки для нужд дорожной отрасли. С использованием данного материала уложены опытно-экспериментальные участки на региональных автодорогах, наблюдаемые в данный момент. Активно ведется работа с ГК «РОСНАНО», нанотехнологическая продукция также используется в уложении опытно-экспериментальных участков.
Министерством ведется работа с рядом компаний, обладающих технологиями мирового уровня, которые в том числе предлагают использование интеллектуальных систем управления уличным освещением, позволяющих сократить энергетические и эксплуатационные расходы.
Развивается информатизация транспортного комплекса, реализованы проекты автоматизированной системы бронирования и продажи билетов на всю маршрутную сеть муниципальных и пригородных автобусных пассажирских перевозок. Ведутся работы автоматизации системы управления транспортными предприятиями и созданию информационно-аналитической системы транспортного комплекса республики.
В целях улучшения экологической обстановки в 2010 году республиканскими предприятиями транспортного комплекса на выполнение мероприятий по обеспечению экологической безопасности было израсходовано 42,6 млн. рублей.
Для решения проблемы токсичности городского транспорта прорабатывается вопрос по поставке партии нового вида экологически чистого транспорта – экобусов, работающего на сжатом метане производства завода «Тролза» Саратовской области. В настоящий момент модели проходят испытания.
 


назад