С докладом об итогах работы транспортной отрасли выступил глава татарстанского Минтранса Ленар Сафин. Он сообщил, что в 2010 году завершилась реализация долгосрочной целевой программы «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы». В целом за 5 лет финансирование на реализацию программы составило 108,94 млрд. рублей за счет всех источников.
Суммарный вклад транспортной отрасли в ВРП РТ в 2010 году составил 6,3 процента. По итогам 10 месяцев 2010 года предприятия транспортного комплекса республики получили прибыль 9,6 млрд. рублей.
В 2010 году объем финансирования транспортного комплекса (без учета объектов Универсиады) составил 22,49 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 6,71 млрд. рублей и 15,78 млрд. рублей - из республиканского бюджета.
Транспортом Татарстана в 2010 году было перевезено 307 миллионов пассажиров.
Ленар Сафин сообщил о ходе реконструкции федеральной автодороги М7 на участке между Казанью и Набережными Челнами. По словам министра, к настоящему моменту выполнена реконструкция 79-ти километров дороги, продолжаются работы на 25-ти километрах автомагистрали. В 2011 году в рамках работ по реконструкции планируется ввести первую очередь моста через Вятку.
Полная стоимость реконструкции оставшихся 130 километров автомагистрали, по словам министра, составляет 26 миллиардов. В связи с этим Ленар Сафин обратился к Министерству транспорта РФ в лице Олега Белозерова с просьбой обеспечить финансирование для завершения реконструкции до 2013 года. «Со своей стороны, мы обязуемся привлечь лучшие строительные компании и выполнить работы максимально качественно», - заверил Л.Сафин.
Большое значение для развития нового маршрута федеральной автомобильной дороги Казань - Оренбург в Республике Татарстан имеет проект по строительству платной автомобильной дороги Шали – Бавлы. В 2010 году на строительстве дороги было освоено 2,6 млрд. рублей, открыто движение по участку дороги Шали – Сорочьи горы.
На реконструкцию Международного аэропорта «Казань» в 2011 году планируется направить не менее 2,3 млрд. рублей. В октябре нынешнего года планируется завершить строительство нового терминала «А». Также необходимо начать реконструкцию плоскостных сооружений.
Ленар Сафин подчеркнул, что острым остается вопрос муниципальных пассажирских перевозок. «Сельские перевозки нужны гражданам, но существующая ситуация не позволит сохранить маршрутную сеть, - признал министр. - Без участия государства решить этот вопрос невозможно, поэтому задача министерства на 2011 год – сохранение маршрутной сети муниципальных и межмуниципальных пассажирских перевозок».
Не менее важным для Татарстана является обеспечение транспортным сообщение сельских населенных пунктов. Ленар Сафин сообщил, что в республике остается 912 населенных пунктов, не имеющих связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием протяженностью 2200 км. По предварительным расчетам, потребность в финансировании для приведения в нормативное состояние данных подъездов составляет более 60 млрд. рублей.
В 2010 году завершены работы по соединению 24 населенных пунктов дорогами с твердым типом покрытия.
Для того, чтобы ускорить строительство поселковых дорог, руководство Татарстана предлагает Министерству транспорта России разработать новый, упрощенный стандарт строительства. Ленар Сафин также предложил на практике отработать этот новый стандарт в Татарстане.
Заместитель министра транспорта Российской Федерации Олег Белозеров в своем выступлении поблагодарил руководство Татарстана за приглашение на коллегию. По мнению замминистра, достигнутые в республике результаты достаточно впечатляющие.
Олег Белозеров обратил внимание на вопросы безопасности на транспорте. Замминистра обратился к своим татарстанским коллегам с просьбой проработать предложения по дополнительным мерам – и в части законодательной базы, и в части разграничения полномочий. «Мы ждем ваших предложений», - обратился к руководству РТ О.Белозеров.
По мнению заместителя министра транспорта, создание дорожных фондов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях позволит серьезно увеличить финансирование дорожного хозяйства.
Отдельно Олег Белозеров поблагодарил татарстанских коллег за подготовку качественного плана развития транспортной инфраструктуры Казани к Универсиаде-2013. По словам замминистра, существование такого плана позволит Татарстану получить дополнительное финансирование на развитие транспортной инфраструктуры из федерального бюджета.
Заместитель министра обратил внимание и на проблему пробок. «Не хотелось бы, чтобы Казань столкнулась с проблемами Москвы, - сказал О.Белозеров. – Поэтому я просил бы более взвешенно подойти к стыковке градостроительных планов и транспортной инфраструктуры».
Олег Белозеров также выразил уверенность в том, что рабочая группа, в которую вошел в том числе и министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, в кратчайшие соки разработает стандарт сельских дорог.
Руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин сообщил, что за счет федеральных средств в Татарстане в 2011 году будут построены дороги к 26 сельским населенным пунктам. А.Чабунин также отметил необходимость разработки стандартов сельских дорог. «Строить дорогу IV категории к маленькому селу – это непозволительная роскошь. Стандарт сельской дороги сегодня необходимо вводить отдельно», - сказал руководитель Федерального агентства.
Председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, в свою очередь, от имени законодателей пообещал продолжить работу над модернизацией 94-го Федерального закона о госзакупках.
Президент Татарстана Рустам Минниханов в своем выступлении заверил, что республика и в дальнейшем будет реализовывать масштабные транспортные проекты. «Сегодня мы создаем вам достаточно много «проблем», - обратился глава Татарстана к московским коллегам. - Конца и края нашим идеям нет, мы и дальше будем вас беспокоить».
Глава республики отметил, что перед транспортной отраслью РТ стоят большие задачи. «Так, уже сегодня мы должны поминутно расписать функционирование транспортной инфраструктуры во время Универсиады, - заявил Р.Минниханов. - Любое крупное мероприятие оставляет впечатление в первую очередь от транспорта, и оно не должно быть негативным».
По мнению Президента, на первый план должна выйти работа по обеспечению безопасности.
Рустам Минниханов подчеркнул необходимость дальнейшей реконструкции магистралей М7 и М5. По мнению главы РТ, необходимо соединить Камский и Казанский промышленные узлы современной автомагистралью.
Президент Татарстана обратился к Олегу Белозерову с просьбой взять под контроль Минтранса РФ строительства дороги Шали – Бавлы. «Наш предприниматель Фоат Комаров уже выдыхается, но пока продолжает работу, - сообщил Р.Минниханов. - Просим вас взять на личный контроль эту дорогу. Строить сложно, но это очень важная магистраль».
Для обеспечения дальнейшего развития транспортной отрасли, по мнению Рустама Минниханова, необходимо зарезервировать достаточное количество земли для транспортной отрасли. «Надо определить территории, которые нам могут понадобиться будущем, и законодательно обеспечить прозрачную и ненакладную процедуру выкупа этих участков», - уверен Президент РТ.
Обращаясь к представителям федеральной законодательной власти, Рустам Минниханов попросил ускорить работу по принятию изменений к 94-му закону. «Новый закон вместо 94-го не нужен – его слишком долго ждать. Но нужно внести изменения. Из-за нескольких положений 94-й закон потерял свою эффективность, и эти положения надо менять», - считает глава республики.
При строительстве дорог Президент поручил тщательно подходить к выбору подрядных организаций. «Не может компания «Рога и копыта» строить мосты и дороги. Мы не можем допускать к этим работам кого попало», - заявил Рустам Минниханов.
В городах республики, по мнению Президента, необходимо организовать грамотную систему пассажирских перевозок. «Мы обязаны в каждом городе сделать качественный и доступный общественный транспорт, и здесь без государственной поддержки не обойтись», - уверен глава Татарстана.
Строительство мультимодального логистического центра, реконструкция аэропорта «Казань», по словам Р.Минниханова, идут согласно плану.
В заключение выступления Президент Татарстана обратил внимание на проблему подготовки кадров. По мнению Рустама Минниханова, специалистов дорожного строительства можно готовить как в Казани на базе КГАСУ, так и в рамках стажировок за границей.