Официальный Татарстан

Пресс-службаФоторепортажиТоржественная церемония открытия Памятного знака, посвященного официальному принятию волжскими булгарами в 922 году ислама в качестве государственной религии, и Музея хлеба. Принимают участие Президент Республики Татарстан Р.Н.Минниханов и Государственный Советник Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев.

Пресс-релиз

Торжественная церемония открытия Памятного знака, посвященного официальному принятию волжскими булгарами в 922 году ислама в качестве государственной религии, и Музея хлеба. Принимают участие Президент Республики Татарстан Р.Н.Минниханов и Государственный Советник Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев.
21.05.2012

Историческая справка
Начало распространения ислама в Поволжье связано с Хазарским каганатом (VII-IX века), сфера влияния которого в период его могущества распространялась на все Среднее и Нижнее Поволжье. Мусульманские проповедники и купцы стали прибывать в государство хазар из Дагестана уже в конце VII века. Несмотря на то, что в VIII веке хазарский правитель принял иудаизм и объявил его государственной религией, жители каганата широко пользовались религиозными свободами.
К X веку мусульмане стали неотъемлемым элементом конфессиональных отношений в Хазарском каганате. Арабский историк аль-Масуди (X век) писал: «Там семь кади. Из них двое мусульмане, они судят по Шариату и Корану. Двое — иудеи, они вершат суд по Торе. Двое — христиане, они судят по христианскому закону. Один славянин. Он представляет русских и иных язычников и судит либо по языческим обычаям, либо советуется с другими кади».
К первой половине X века ислам также получил распространение в Волжской Булгарии, располагавшейся на территории современных Татарстана, Чувашии, Ульяновской, Пензенской, Нижегородской и ряда других областей. В 921 г. булгарский хан отправил посольство ко двору халифа в Багдад. Булгары обратились к халифу с просьбой о военной помощи против хазар и изъявили желание лучше узнать о мусульманской вере, доселе распространявшейся через купцов. В мае 922 г. из Багдада в Булгарию прибыло ответное посольство во главе с Ахмадом ибин Фадланом. После оглашения письма халифа аль-Муктадира хан Алмуш принял мусульманское имя Джафар и был провозглашён наместником халифа. Это событие стало эпохальным в истории народов Поволжья, получивших импульс для дальнейшего культурного, экономического и политического развития.
Благодаря приобщению к достижениям мусульманской цивилизации в Волжской Булгарии получили развитие наука и искусство. В XI в. жил и творил знаменитый булгарский ученый-энциклопедист Ходжа Ахмад аль-Булгари. Ко второй половине XI — началу XII в. относится творчество философа и историка Хамида бин Идриса аль-Булгари. В первой половине XII в. была написана первая «История Булгар», автором которой был Якуб бин Нуман аль-Булгари. Его современником был выдающийся богослов Сулейман бин Давуд аль-Саксини. В первой половине XIV в. жил известный законовед Бурхан-ад-дин Ибрахим аль-Ханафи, автор книги «Основы дискуссий». Благодаря своим трудам по фармакологии приобрели известность Ходжа аль-Булгари (XI-XII вв.), а также братья Таджаддин и Хасан бин Юнус (XIII в.).
В начале XIII в. был написан шедевр тюрко-татарской литературы — поэма «Кыйсса-и Юсуф», принадлежащая перу Кул-Гали. Основанная на кораническом сюжете, она свидетельствовала о большом поэтическом потенциале тюркских народов Поволжья.
В ходе монгольских завоеваний (1237-1240) на огромной территории причерноморских и прикаспийских степей, Поволжья и Сибири сложилось новое государство — Золотая Орда (Улус Джучи). Следуя принципам, закреплённым в «Ясе» Чингисхана, его ближайшие потомки проявляли особую веротерпимость, освобождали религиозных служителей от налогов, предоставляли подданным право отправлять религиозные обряды и вести мирную проповедь.
Но монгольские ханы не могли долго удерживать представителей всех вероисповеданий на одинаковом от себя расстоянии, и в конце правления хана Бату (1242-1256) началась борьба за влияние на ханский престол, знаменем в которой были религиозные убеждения. Некоторые представители монгольской верхушки, включая жену Бату Баракчин и их сына Сартака, были несторианами. Другая часть знати во главе с Берке была ориентирована на ислам. После недолгой борьбы сторонники Берке (1257-1266) одержали победу, и он стал первым золотоордынским ханом, принявшим ислам. Однако это не привело к росту влияния ислама на государственную политику, и она продолжала опираться на прежние традиции.
Вместе с тем число приверженцев ислама постепенно росло, и исламская проповедь достигла такого размаха, что остановить её не смогло даже возвращение к власти несториан и язычников (Менгу-Тимур, Тула-Буга, Туда-Менгу и Токта). Лишь в период правления хана Узбека (1312-1341), вступившего на престол язычником, а позднее ставшего мусульманином, ислам был объявлен государственной религией. В 1320-1321 гг. он получил мусульманское имя султан Мухаммад Узбек-хан. Все последующие золотоордынские правители были мусульманами.
Несмотря на это, в городах Поволжья, наряду с мечетями, строились и церкви, и синагоги. Создав великую империю, монгольские правители стремились сплотить всех своих подданных в единую общность, и поэтому традиции веротерпимости поддерживались ими во все времена. Буддизм, шаманизм и христианство сосуществовали с исламом. Нередко приверженцы этих верований выдвигались на высокие государственные посты.
В районах, где преобладало православное христианство, церковь получила определённые льготы уже в годы правления хана Бату. В 1263 г. хан Берке учредил в столице государства Сарае православную епархию. При хане Менгу-Тимуре митрополит Кирилл получил ярлык «об освобождении их от всякой дани и налогов, об уважении богослужения их и об удержании татарских чиновников от обид им и утеснения» (около 1267 г.). По этому и другим подобным ярлыкам оскорбление церкви и уничтожение церковного имущества каралось смертной казнью. Ярлыки также содержали прямое обращение к русским князьям с призывом уважать привилегии церкви.
После распада Золотой Орды в XV веке на огромной территории от Польши до Западной Сибири возникли разрозненные государственные образования, среди которых были татарские ханства — Крымское, Казанское, Касимовское, Астраханское, Тюменское (позже Сибирское), а также Большая и Ногайская Орды.
Татарские правители отчётливо понимали свою принадлежность к мусульманскому миру, в ханствах существовала разветвлённая система религиозных учреждений. Так, только в Крыму функционировала 21 тысяча соборных и квартальных мечетей. При многих мечетях действовали учебные заведения, общественные библиотеки. К середине XVI века в Казанском Кремле было не менее пяти мечетей, при которых существовали учебные заведения.
В ханствах существовала сложная иерархия улемов. В Казанском ханстве глава духовенства избирался из числа сейидов (потомков Пророка Мухаммада). В Крымском ханстве во главе богословов стоял ханафитский шейх-уль-ислам. Религиозные деятели принимали активное участие в решении государственных вопросов, включая определение претендента на ханский престол. Участие в посольских миссиях и занятие государственными делами требовали от них высокого уровня знаний не только в шариатских, но и в других науках. Известно, что последний верховный сейид Казанского ханства Кул-Шариф хорошо разбирался в астрономии, истории, военных и государственных делах, был талантливым писателем и поэтом.
Ислам в мусульманских государствах Поволжья, Приуралья и Сибири имел свои особенности. Традиционно наибольшее распространение имела ханафитская религиозно-правовая школа, но наряду с ханафитами были приверженцы и других суннитских мазхабов. Во многих областях широкое распространение получил суфизм, имевший среднеазиатские (Поволжье) или персидские (Крым) корни. Последователи разных тарикатов занимали заметное место в религиозной и социально-политической жизни ханств. Об этом говорит хотя бы тот факт, что ханские ярлыки обращались наряду с государственными деятелями к «шейхам и суфиям».
Продолжая традиции Волжской Булгарии и Золотой Орды, татарские ханы поддерживали среди своих подданных веротерпимость и не поощряли насильственное обращение в мусульманство, чему в немалой степени способствовал высокий уровень развития торговли в городах.
Среди ряда многих цивилизаций ныне существующих на планете исламская цивилизация занимает одно из видных мест. Ее вклад в развитие человечества общеизвестен... За последние полтора тысячелетия некоторые цивилизации «сошли с дистанции». Исламская же цивилизация не просто продолжает существовать, но и бурно развивается. И происходит это потому, что у нее мощное духовное основание - наша священная мусульманская религия.
Мусульмане нашей страны – а их около 20 миллионов человек – являются составной частью этой великой исламской цивилизации.
Российская ветвь исламской цивилизации раскинулась на огромных просторах страны - от Северного Кавказа, Москвы и Поволжья до Урала, Сибири и Дальнего Востока. Она объединяет многие десятки народов, спаянных воедино духовно-нравственными ценностями ислама.
Ислам способствовал этнической консолидации многих российских народов - будь то татары, башкиры, чеченцы, ингуши, кабардинцы, дагестанцы и многие другие. В сложнейших, часто весьма неблагоприятных условиях, он помог сохраниться им как особым этносам, сохранить богатства своей самобытной национальной культуры, традиции, уберечь от разрушения национальный характер. Все это произошло потому, что исламские духовно-нравственные ценности стали частью народного самосознания и национальной психологии мусульманских народов России. Именно благодаря верности народов своим корням, благодаря великой национально-охранительной роли, которую сыграл и играет ислам. Усилия царского самодержавия и коммунистического режима, направленные на подрыв этнокультурной самобытности мусульманских народов России не увенчались успехом.
Многие поколения российских мусульман способствовали формированию исламской цивилизации, ее сохранению и развитию, распространению ее достижений среди соседних народов - казахов, киргизов и других. Во многом благодаря усилиям российских мусульман эти народы испытали на себе цивилизаторскую роль ислама. Вместе с религиозными установками и обрядами к ним пришли духовно-нравственные ценности, зафиксированные в священном Коране и хадисах. Они обрели в свое время письменность на арабской графике. У них возникла достаточно развитая для своего времени система образования...
Будучи частью исламской цивилизации, мусульмане нашей страны одновременно не перестают быть составным компонентом российской цивилизации. Живя бок о бок с русскими и другими народами России на протяжении многих столетий, взаимодействуя с ними в различных областях жизни, мусульманские народы внесли немалый вклад в развитие экономики и культуры своей Отчизны, в формирование ее социокультурного своеобразия.


Памятный знак,
в честь принятия волжскими булгарами в 922 году ислама
в качестве государственной религии
Памятный знак, посвященный принятию волжскими булгарами в 922 году ислама в качестве государственной религии - один из наиболее значительных объектов комплексного проекта «Культурное наследие Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск».
Открытие закладного камня Памятного знака состоялось 19 июня 2010 года в Болгаре, во время торжественных мероприятий, посвященных 1121-й годовщине принятия ислама Волжской Булгарией - «Изге Болгар жыены». Представляет собой здание, выполненное в стиле строений древнего Болгара.
Автором и идейным вдохновителем проекта стал председатель правления ОАО «АКИБАНК» Ильдар Галяутдинов.
Инвесторами строительства Памятного знака являются:
- ОАО «АКИБАНК»;
- ОАО «Татэнерго» (генеральный директор И.Х.Гайфуллин). ОАО «Татэнерго» выступил благотворителем строительства Памятного знака по инициативе Заместителя Премьер-министра Республики Татарстан, министра энергетики Республики Татарстан И.Ш.Фардиева. Кроме того, он принял активное участие в разработке концепции Памятного знака.
Подрядная организация - ООО «Грань». Генеральный директор Леонид Анисимов.
Памятный знак представляет собой восьмигранное здание с круглым медным куполом и мусульманским полумесяцем на вершине, стилизованное под древнебулгарскую архитектуру. Потолок здания украшен люстрой, вес которой составляет около 1,5 тонны, а высота - около 18 метров. Стены украшены художником-каллиграфом Рамилем Насыбуллиным.
Памятный знак не является культовым сооружением. Это музей посвященный историческому событию – принятию Ислама.
В главном зале Памятного знака на специальном пьедестале размещается самый большой в мире печатный Коран, изготовленный итальянскими мастерами (150 х 200 см, количество страниц - 632, вес около 800 кг.) Эта уникальная книга в силу высокого уровня художественного исполнения признана Министерством культуры Российской Федерации культурной ценностью. Получен сертификат Книги рекордов Гиннесса, подтверждающий, что Коран, является самым большим в мире печатным изданием священного писания мусульман. «Самый большой в мире печатный Коран со следующими размерами: высота – 2 м (6 футов 6,74 дюйма), ширина – 1, 52 м (4 фута 11, 84 дюйма) и толщина - 0,17 м (6, 69 дюйма). Изготовлен компанией ARC Group s.r.l. (Италия), мастерами Неджаном Братасевечем, Андреем Чернатичем (Словения) и Мауро Лоче (Италия). Передан Республиканским фондом возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан (Россия)в мечеть Кул-Шариф (Казань, Республика Татарстан) 17 ноября 2011 г.», - написано в сертификате Книги рекордов Гиннесса.
Коран привезён в Казань 17 ноября 2011 года. До 19 мая 2012 года он хранился в мечети Кул Шариф.
В 2012 году отмечается 225-летний юбилей издания первого печатного Корана в России. В связи с этим Духовное управление мусульман Республики Татарстан объявило 2012-й Годом Корана.
Знаменитое Казанское издание Корана - «Казан басмасы» известно во всем мире. Недавно появилось новое юбилейное издание этой священной книги.
В Кораном зале установлена объемная карта маршрута посольства аб-басидского халифа Аль-Муктадира (карта Ибн Фадлана), выполненная из доломита, ракушечника, мрамора и металла.
В цокольном этаже здания размещается музейно-выставочный комплекс. В нем центральное место занимает мозаичное панно «Принятие болгарами Ислама», автор эскиза и руководитель группы художников-мозаичистов Фарит Валиуллин. Панно сделано на основе всех существующих картин и графических работ на эту тему. На нем изображена встреча с посланниками халифа. В центре - Алмуш-хан с супругой, посол халифа Ибн-Фадлан, вожди булгарских племен с их знаменами, отличительными знаками. Изображен момент прочтения послания халифа Аль-Муктадира. Вокруг - представители болгарских родов, различных народов, проживавших на болгарской земле. Стоят они на армянском ковре. Влияние Армении, христианского государства, на Булгар было очень большим. А в то время армяне славились производством ковров. Основной и самый важный исторический источник этого события - «Записка» о путешествии на Волгу Ахмеда Ибн-Фадлана, который посетил Волжскую Булгарию в составе посольства аббасидского халифа Аль-Муктадира. Посольство вышло из Багдада в 921 году и прибыло в Волжскую Булгарию в мае 922 года. Ибн-Фадлан оставил подробный отчет о своем путешествии, в котором достоверно описал момент принятия ислама булгарами и привел множество уникальных сведений этнографического характера.
Также в цокольном этаже Памятного знака расположена картинная галерея, сюда привезено около 100 картин татарстанских художников. Здесь же находится музейно-выставочный комплекс, в зале которого будут проходить выставки и конференции. Также будет выставлена «Записка» Ибн Фадлана о путешествии на Волгу на разных языках: татарском, русском, английском, немецком, арабском. Эта часть здания будет выполнять просветительскую функцию.

Историко-этнографический комплекс «Музей хлеба»
На территории Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника построен комплекс зданий, объединенных под общим названием Музей хлеба Построен инвесторами и сельскохозяйственными предприятиями под руководством Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ.
Музей хлеба – это интерактивный музей истории земледелия и производства хлеба на земле Татарстана с древнейших времен до ХХ века.
Работы по созданию музейной экспозиции в Музее хлеба осуществляет ООО «Мастерская Созидание». Куратором проекта является генеральный директор Национального музея РТ Гульчачак Назипова.
В состав Музея хлеба, общей площадью около 5 гектаров, входят основная экспозиция, усадьба мельника, ветряная и водяная мельницы, пекарня кузница, открытая экспозиция сельскохозяйственной техники, торговые ряды мастеров народных промыслов.
Основная экспозиция создается в главном здании на площади 320 кв метров и состоит из 4 залов. Археологические артефакты, этнографические предметы, связанные с хозяйственной деятельностью, документальные и видеоматериалы позволяют представить исторический путь развития земледелия и совершенствования орудий труда земледельцев от эпохи бронзы до наших дней - от палки-копалки и мотыги эпохи бронзы и железа до появления плуга в эпоху средневековья, современных сельскохозяйственных машин. Особое внимание в экспозиции уделено эпохе Волжской Болгарии. Обнаруженные во время археологических раскопок на территории Болгарского городища части сельскохозяйственных орудий, сошники, лемехи и резаки от плуга, орудия уборки и переработки хлеба рассказывают об исторических корнях хлебопашества на территории Татарстана.
Яркая страница в экспозиции - показ знаменитого Сабантуя, древнего татарского земледельческого праздника. Рассказ об исторических корнях народного гуляния, предметный мир любимого праздника – гармони, шесты с полотенцами, ведра с коромыслами, дополненный видеосюжетами,- самая колоритная частью экспозиции, посвященной труду земледельцев.
Продолжение экспозиции, посвященной нелегкому труду хлеборобов, -показ повседневного труда и забот сельских тружеников. Важная роль в развитии земледелия принадлежит науке и профессиональной подготовке кадров. История агрономического образования, развитие систем земледелия и агротехники нашли отражение в интерьере селекционной лаборатории, образцами полевых культур, интерактивным показом роста колоса, фотографиями и документами.
Центральное место в этом разделе занимает собирательный образ хлебосольного стола гостеприимного дома, который с помощью современных технологий знакомит посетителей с мучными изделиями национальной кухни народов Татарстана. Здесь же можно получить рецепты их изготовления.
Завершает экспозицию интерактивный зал, где посетители могут прочувствовать тяжелый труд земледельца, попробовав себя в роли пахаря и тракториста на электронных установках «Пахота» и «Жатва». На специальной детской площадке юные посетители музея могут познакомятся с «Хлебным деревом», побывать в гостях у Колобка и Камыр-батыра.
Экспозиции располагаются и в других зданиях музейного комплекса. В Доме мельника реконструирован интерьер татарского дома, который создан на основе подлинных фотографий интерьеров татарских домов из фондов Национального музея Республики Татарстан, с использованием образцов сохранившихся предметов быта, убранства дома, одежды, орудий труда, относящихся к концу XIX- началу XX веков. Воссозданные интерьеры клетей, также расположенных в усадьбе мельника, дополняют картину повседневной жизни татарской деревни.
Примечательными объектами комплекса являются ветряная и водяная мельницы. В экспозиции, расположенной внутри ветряной мельницы, можно познакомиться не только с процессом помола зерна, но и узнать о мельницах, существовавших в Спасском уезде на рубеже XIX-XX веков. Хозяйственные постройки - амбар и гумно – дополняют рассказ о переработке и хранении урожая.
В Пекарне представлены экспонаты, связанные с хлебопечением и традиционным татарским чаепитием – домашняя утварь, формы для выпечки хлеба, посуда. Здесь же демонстрируется видеосюжет о выпечке хлеба в домашней печи. Посетители могут также понаблюдать за приготовлением мучных изделий и отведать горячего ароматного хлеба.
Впервые в Татарстане создан Музей хлеба, который должен стать привлекательным музейно-туристическим объектом, познакомить жителей и гостей республики с историей и современным развитием хлебной отрасли, традициями гостеприимства, трудом хлеборобов Татарстана.




Смотреть полный текст

назад