Официальный Татарстан

О республикеИстория, культура, религияИсторияИстория развития торгово-экономических связей на земле Татарстана

История развития торгово-экономических связей на земле Татарстана

На территории современного Татарстана первое государство, Волжская Булгария, появилось на рубеже IX-X вв. После завоевания государства монгольскими племенами Волжская Булгария вошла в состав Джучиева Улуса, в результате распада которого к середине XV в. сформировалось Казанское ханство, просуществовавшее до 1552 г. В результате захвата Казани войсками Ивана Грозного ханство вошло в состав Русского государства, со временем была образована Казанская губерния, которая просуществовала вплоть до революции 1917 г. Следующий этап в истории государственности Республики Татарстан – создание Татарской Автономной Советской Социалистической Республики в 1920 г., с 1990 г. – Республика Татарстан. 


Волжская Булгария 

Республика Татарстан расположена на слиянии двух рек – Волги и Камы, что предопределило развитие торговых взаимоотношений с внешним миром на начальном этапе ее истории. В средневековье города возникали на берегу крупных рек или на пересечении сухопутных торговых путей и становились центрами ремесла и торговли. Не стала исключением и Волжская Булгария. Булгары вели активную градостроительную деятельность (иностранные источники часто называют Булгарию страной городов – «Гардарикой»). Еще в X в. были основаны такие города как Биляр, Булгар, Ошель, Сувар, позднее возникли Казань, Кашан, Жукотин, Кременчук, Мардан и др. В городах строились общественные здания: мечети, караван-сараи, правительственные и судейские палаты, бани, а также дворы знати, сначала деревянные, а затем каменные и кирпичные. Благодаря разветвленной сети городов булгары могли обеспечить безопасность торговых путей на территории своего государства. 

Ниболее крупными городами Волжской Булгарии были г. Булгар и г. Биляр. Современники называли Биляр «Великим городом» и по территории, уровню развития и населенности (по некоторым оценкам до 50 тысяч человек) он соперничал со знаменитыми городами средневековья Киевом, Новгородом, Парижем, Римом, Дамаском, Багдадом, Бухарой и Самаркандом. 

Значительную роль сыграло принятие в 922 г. ислама как государственной религии. Это привело к тому, что Булгария вошла в орбиту исламских государств, расширила свои культурные и торгово-экономические связи. К XI в. феодальное исламское государство Волжская Булгария имело четкие границы, структуру управления с чиновничеством, судопроизводством, налогами, войском, сословной дифференциацией населения. Эффективность государственной системы подтверждают экономические успехи страны, расцвет ремесел, искусств, активные международные связи. Регуляторами экономической жизни выступали булгарский хан, феодалы, а также мощные купеческие кланы. 

В городах активно развивалась ремесленная деятельность. Ведущую отрасль представляла собой черная металлургия и обработка железа. Широкое распространение в булгарских городах получила обработка меди и ее сплавов, ювелирное ремесло. Высокого уровня достигло в Булгарии производство керамических изделий. 

Основой жизни Булгарии было сельское хозяйство. Несмотря на большое количество городов, большинство населения жило в деревнях и занималась земледелием, скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Из деревни поступали в города не только зерно, мясо и другие продукты, но и шкуры животных, из которых выделывалась лучшая в Восточной Европе кожа. Высокое развитие в Булгарии в этот период получило зерновое хозяйство. Экспорт зерна, прежде всего, в Суздальскую и Новгородскую Русь составлял одну из статей внешнеторговых связей Булгарии [1]. 

Торговля была важной отраслью экономики Волжской Булгарии. Булгары торговали пушниной, медом, воском, юфтью, изделиями из железа, меди, гончарной посудой и др., а в свою страну привозили те товары, которыми были богаты Русь, Кавказ, Ближневосточные страны, Индия, Китай, Скандинавия (оружие, воинское снаряжение, шелк, южные сушеные фрукты, украшения, бумагу и др.). Особенно тесные торговые отношения были установлены между Волжской Булгарией и Киевской Русью. 

Принятие ислама в 922 г. и разгром Хазарии в 965 г. обусловили то, что Волжская Булгария стала центром транзитной торговли. Развитие торговли проходило в трех основных направлениях: 

• восток – Арабский Халифат, Хазария, Средняя Азия, Северный Кавказ, Иран. Индия; 

• Русь, Прибалтика и Северная Европа; 

• соседи Верхнего Прикамья, Поволжья, Приуралья, Сибирь. 

Для международной торговли Булгарское государство использовало реки – Каму, Волгу, Свиягу. Известно, что были установлены тесные отношения Волжской Булгарии с Венгрией, хотя о существовании торговых путей имеются лишь косвенные источники [2]. 

Волжская Булгария вела очень выгодную торговлю с финно-угорскими народами. По словам Хамида Ал-Гарнати Абу, известного арабского путешественника, булгары в уплату за свои товары, например гарпуны для ловли рыбы и некоторые другие изделия из железа берут у «северян» шкуры соболя и получают от этого огромную прибыль [3]. 

Известным местом, где происходила торговля с «заморскими» купцами, прибывшими из далеких и близких стран, была ярмарка, получившая название Ага-Базар (Большой рынок или базар). Там строились многочисленные караван-сараи для иноземных предпринимателей. Место это находилось на окраине Булгар. 

При расчете за товар в международных торговых связях Волжская Булгария использовала куний и беличий мех. Вначале булгары пользовались привозными монетами – арабскими диргемами, которые начали чеканить позднее в своих городах, но вскоре наладили чеканку собственных монет от имени своих великих князей. К концу X века монеты чеканились по образцам саманидских монет. Последующие же XI - XII вв. называют – безмонетными. 

Правитель булгар брал десятую часть товаров с каждого иностранного судна и каравана в пользу государства, как было принято по международным правилам. 


Торговые пути 

Через территорию Волжской Булгарии проходили крупнейшие торговые пути – Великий волжский путь, Пушной путь. Булгары принимали также участие в торговле по Великому шелковому пути и Северному морскому пути. 

Великий шелковый путь представлял собой связующее звено между странами разных цивилизаций и социально-экономических систем. Основным объектом торговли являлся китайский шелк, что и послужило основанием для названия. Также по пути двигались такие товары, как пряности, благовония [4]. Основными товарами, экспортирующимися из Булгарии, являлись: высокосортная кожа – юфть и меха. Товары из городов Поволжья поступали в Астрахань, далее в Хорезм и в города Туркестана. Товары, которые двигались по шелковому пути, предназначались для культурных центров, располагавшихся вдоль основной магистрали. 

По Пушному пути двигались товары с севера Европы и Азии на Запад, на Юг и на Восток. Одно из его ответвлений проходило из Перми, с территории Среднего, Северного Урала и Западного Приуралья по реке Каме и ее притокам. Булгары были прирожденными купцами и воинами. Они прекрасно знали цену пушнины и поэтому под страхом смерти не пускали купцов-посредников на свою территорию. 


Источники 

О том, чем именно торговали булгары можно судить как по археологическим, так и по письменным источникам. Так в сочинении Аль-Мукаддаси «Наилучшее разделение для познания климатов», написанном около 985 г., приводится перечень товаров, привозимых по Волге в Хорезм. Среди них названы меха соболей, белок, горностаев, хорьков, ласок, куниц, лисиц, бобров, зайцев, далее воск, стрелы, береста, высокие шапки, рыбий клей, рыбьи зубы (моржовые клыки) бобровая струя, выделанные кожи (юфть) мед, лесные орехи, соколы, мечи, кольчуги, березовая древесина, овцы, рогатый скот. Аль-Мукаддаси завершает свой список важным примечанием: «Все это приходит от булгар». 

Об оживленных торговых связях булгар также свидетельствуют многочисленные находки на территории их поселений: украшения из янтаря и оружие из Скандинавии, клады восточных монет, дорогая художественная керамика, стеклянные бусы, украшения, ювелирные камни из Средней Азии, Ирана, Индии, Сирии, Византии и Закавказья, стеклянные изделия, изготовленные в Грузии, Армении, странах Ближнего Востока, амфоры из керамических мастерских Таврики, армянские ковры, дорогие ткани из Джурджана, Табаристана, Азербайджана, Византии. Из Самарканда и Китая поступала лучшая бумага. 


Золотая орда 

Золотая Орда (в восточных источниках – Улус Джучи), феодальное государство, основанное в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем, сыном хана Джучи, в результате завоевательных походов. Государство просуществовало до середины XV в. Власть хана была неограниченной. При Берке-хане (1209-1266), преемнике хана Батыя, ислам становится государственной религией. 

Основными видами хозяйства в Золотой Орде были скотоводство и земледелие, скотоводство было связано с южным кочевническим миром. Монгольские и татарские племена владели огромными стадами животных. Земледельческими районами были в основном прибрежные зоны, водоразделы малых и средних рек. Одним из крупных поставщиков хлеба была земля волжских булгар. 

Как и любая восточная страна, Золотая Орда была страной торговли, страной купцов. Одним из главных видов экспорта была торговля скотом. Крупных быков и лошадей вывозили в Европу. Двугорбые верблюды отправлялись в Персию. Центрами караванной торговли были Сарай Бату и Сарай Бике – столица государства, Хаджитархан – Астрахань, Ургенч – центр Хорезма, Булгар. 

В исторических источниках содержится большой перечень товаров золотоордынского экспорта и импорта: различные меха, кожа, дорогая рыба, воск, мед, соль, шелк, перец, хлеб, вино, различные ткани, серебряные изделия, жемчуг, фарфор, краска и др. Все эти товары считались вывозными и назывались татарскими. Однако это совсем не исключает наличие среди них тех изделий или того сырья, которые Улус Джучи получал из других стран и переправлял дальше, будучи крупнейшим центром международной торговли [5]. 

Золотая Орда вела еще и морскую торговлю через Каспий и Черное море. Товары переправлялись на рынки Европы, Азии и Северной Африки. 


Булгария в составе Золотой Орды 

Земли булгар были подчинены монголами к 1236 г. Булгария подвергалась неоднократному разгрому. Она потеряла свою самостоятельность, хотя на первых порах пользовалась определенной автономией. 

Оказавшись подданными Золотой Орды, булгары приступили к восстановлению своего разрушенного хозяйства. Впоследствии они находят поддержку этой деятельности со стороны правителей Золотой Орды. Это и неудивительно: огромное государство крайне нуждалось в развитии торговли, ремесел, земледелия. Для ведения дел в государстве требовались грамотные, образованные люди. Поэтому, естественно, что булгары, за относительно короткий срок, вошли в состав наиболее активного населения Золотой Орды. То что хан и золотоордынская знать стали мусульманами – в немалой степени было связано с булгарским влиянием. 

Булгары сумели не только восстановить на своих владениях земледелие и другие виды сельскохозяйственного производства, но и добились их последующего развития. Восстанавливались традиционные ремесла. Ремесленное производство булгар обогащается и другими элементами: ведь в Золотой Орде работали мастера из всех завоеванных земель. Это выражается, к примеру, в гончарном производстве. Булгарские гончары до монгольского периода изготавливали обычно красноглиняную керамику без глазури. Теперь же появляются глазурованная и штампованная керамика среднеазиатского типа, глиняная посуда с лощением и т.д. Традиционная металлургия булгар испытала определенное влияние китайских мастеров. Появляются новые мастерские кожевников, стеклоделов, гончаров и т.д. 

Активно участвуют булгары в торговле внутри государства, проникают в сферу международной торговли. Усиливается значение булгарских городов, как традиционных торговых центров. Здесь снова появляются иностранные купцы, а булгарские купцы восстанавливают свои связи домонгольских времен. Торговые караваны снова начинают ходить по Великому шелковому пути. 


Казанское ханство 

Казанское ханство (1445-1552) образовалось в результате распада Золотой Орды на территории Волжской Булгарии. В него вошли потомки волжских булгар, мари, чуваши, удмурты, частично мордва и башкиры. Высшая государственная власть принадлежала хану, но направлялась советом крупных феодалов (диваном). 

Основным занятием населения было земледелие. В городах было развито ремесло. Значительную роль играла торговля с Русским государством, Сибирью, странами Кавказа и Востока [6]. 

Казанскую ярмарку, известную с XIII в., считают самой древней на территории страны. Во время разлива Волги груженые товаром суда могли подходить к городу совсем близко, и местом весенней торговли становился Купеческий остров, располагавшийся среди рукавов Волги напротив Казанской крепости. 

На главную ярмарку, которая работала с 24 июня, съезжались арабские, персидские купцы, привозили товары с низовьев Волги, из Московии, Закавказья и Средней Азии. Раскидывалось более тысячи шатров, многолюдная и разноязычная толпа заполняла торг. 

Ассортимент товаров был богат: с востока и юга поступали шелковые ткани, дамасская сталь, книги, виноград, изюм, вино, восточные пряности, другие заморские товары; из Руси и из западных стран – сукно, бумага, некоторые виды оружия, отдельные бытовые предметы, среди них иглы и зеркала. От финно-угорских народов Севера, а также из Сибирского ханства шли дорогие меха: собольи, черно-бурых лисиц, горностаевые, песцовые (отдельные сорта мехов, в том числе бобровые и куньи, казанские татары выделывали у себя). Часть хороших коней и некоторые виды мелкого рогатого скота поступали из Ногайской Орды и от башкир; из Астрахани получали соль, дорогую рыбу и икру, арбузы. 

Собственно татарскими товарами являлись: мед, хлеб, казанская рыба, ювелирные, кузнечные, и гончарные изделия, дорогая кожа (юфть, сафьян) и кожевенные изделия; вывозили также строительный лес и другое сырье. Помимо международной существовала, естественно, и внутренняя торговля. В Казани, других городах и крупных селах в течение всего года по пятницам шла торговля разнообразными товарами. 

С целью лишить татар важных торговых позиций и из соображений безопасности великий князь Московский и всея Руси Василий III запретил русским купцам ездить на казанскую ярмарку и основал в 1523 г. близ Нижнего Новгорода новую, получившую впоследствии название Макарьевской, ярмарку. Однако следствием этого явились дороговизна и недостаток в весьма многих товарах, которые привозились по Волге с Каспийского моря, из Астрахани, а также из Персии и Армении. 

География международного товарообмена Казанского ханства была достаточно обширной – от Фландрии (графство на основных землях современных Нидерландов (Голландия), Бельгии и на севере Франции) на Западе до Персии на Востоке. В промежутке между ними и Русь, и народы Севера, и непосредственные соседи Казани, и другие татарские ханства и княжества. 

И во внешней, и во внутренней торговле большую роль играли деньги. В Казанском ханстве не чеканились собственные монеты, в обороте были бывшие золотоордынские диргемы [7]. 


Казанская губерния 

В октябре 1552 года Казанское ханство было завоевано и его территория вошла в состав Руси. Казанская губерния была образована в 1708 г. Основу губернии составила территория Казанского ханства. 

Контроль над водными путями привел к тому, что жизнь края была парализована. Прекратился торговый обмен, нарушился подвоз продуктов, волжская торговля была уничтожена. Во второй половине XVI в. в Казань с товарами наезжали ногайцы, бухарцы, хивинцы, гилянцы, шемаханцы, иранцы, однако главный восточный торг до середины XVII в. переместился в Астрахань. Через нее шли постоянные торговые сношения Москвы с Хивой, Бухарой, Персией, Закавказьем, отчасти Китаем и Индией. Казань же постепенно приобретает значение крупного транзитного пункта на пути персидских и восточных товаров, значительную часть которых составляли шелк-сырец, ткани, драгоценные камни, сафьян, писчая и хлопчатая бумага, растительные красители, разнообразный бакалейный товар. 


Ярмарки. 

Татарские купцы вывозили различные товары в Нижний Новгород, Троицк, в уральские города на ярмарки. К концу XVII в. весь торг европейской части, связанный с Сибирью, Уралом и Приуральем, стал совершаться не иначе, как через Казань, и это способствовало быстрому восстановлению ее торгового значения. 

Крупнейшие по оборотам ярмарки Казанской губернии располагались в Лаишево, Козьмодемьянске и Казани. Оживленное торговое движение шло по рекам губернии, торговля шла преимущественно лесом, мукой, зерновыми хлебами, спиртом и другими товарами. 

Большую роль купцы-татары играли на ведущих ярмарках: Макарьевской (Нижний Новгород), Троицкой (Оренбург), Рождественской (Курск), Свинской (Брянск), Ирбитской и др. 

К XVIII в. относится завязывание постоянных экономических связей с Китаем, основная меновая торговля с которым осуществлялась на Кяхтинской ярмарке. После отмены государственной монополии на торговлю с Китаем, она была поставлена под контроль так называемых компаний, создаваемых по принципу землячеств и объединявших купцов, специализирующихся на купле-продаже сходных товаров. Компании устанавливали цены для всех российских купцов на китайские товары и контролировали их соблюдение. Таких компаний было семь, одна из них – казанская, члены которой обменивали на чай (основной товар кяхтинской торговли) сафьян, выделанную козловую кожу, хлопчатобумажную ткань – китайку. Кяхтинские компании действовали до 1800 г. 

До последней четверти XIX в. Казань продолжает сохранять свое значение для сибирской и уральской торговли, а казанские коммерсанты занимают лидирующее положение на главной ярмарке Сибири – Ирбитской. В Казани же с начала XIX в. вновь действует старейшая ярмарка России – Казанская. Она проходила в мае, и ее оборот в начале XIX в. равнялся 1,5 млн. рублям. На Бугульминской ярмарке (оборот 2,5 млн. руб.) продавали скот, мануфактуру и «бухарские товары», а на караванной ярмарке в Лаишево привоз изделий из железа, чугуна и меди доходил до 6 млн. рублей, но распродавали едва ли на миллион. 


Во второй половине XVIII в. возрастает значение Казани как одного из крупнейших торгово-экономических центров Российской Империи. Она, по существу, превращается в один из главных транзитных пунктов российско-восточной торговли. Татарские купцы занимают ведущие позиции в этой торговле. Бухарское правительство оказывало содействие татарам в торговле. С казанских купцов взимали пошлину в два раза меньшую, чем с торговцев из других стран или русских. Казанские купцы, привозившие товары из государств Востока, по возвращении в Россию доставляли их на многочисленные ярмарки. 

Общность языка, религии, традиций и обычаев, многовековые культурные, политические и экономические связи поволжских татар с мусульманскими народами Востока способствовали росту авторитета России в этом регионе и укреплению позиций торгового капитала татарских купцов на рынках Среднего Востока. Являясь посредниками и одновременно активными участниками российско-восточной торговли, татарские купцы расширяли сферу внешнеэкономических интересов России на Востоке, способствовали распространению отечественных товаров в сопредельных странах. 

К разряду восточных относились и изделия татарских ремесленников: юфть и сафьян, мыло и свечи, национальная обувь и головные уборы, изделия местных ювелиров. Казань на рынок также поставляет сало, мед, воск, щетину, икру, рыбу, местную пушнину, хлеб. Навстречу восточным шел поток западных и российских товаров. 

Постепенно у Казани складываются тесные торговые отношения с Москвой, Нижним Новгородом, Устюгом Великим, Вологдой, Солевычегодском, городами Верхнего Поволжья, Северо-Восточной Руси, а также Малороссии. 

Торговые сделки осуществлялись в г. Казани, Чистополе, Мамадыше, Елабуге, Свияжске, Бугульме, Мензелинске, Лаишеве, Тетюшах на ярмарках. 

К концу XIX века в Казанской губернии значительно увеличились торгово-экономические связи с российскими городами Центра, Урала, Сибири. Товары перевозили по Волге, Каме, по железной дороге. Торговые города Прибалтики использовались как перевалочные. 


Экономика, промышленность 

Коренные изменения в России в целом, и в Казани, в частности, тесно увязаны с петровскими преобразованиями начала XVIII в. Для Казани наступает время экономического расцвета. 

По территории губернии протекали крупные и мелкие реки, которые многие века служили транспортными магистралями, а речной транспорт и после строительства сети железных дорог, оставался более дешевым и удобным. По водным грузовым перевозкам на Волге Казань уступала лишь Нижнему Новгороду и Рыбинску. В 1812 г. было создано Камское, а в 1820 г. – Волжское пароходства. 

Существенную роль в экономике края играл гужевой транспорт. Казань стояла на перекрестке сухопутных путей. Через город проходила дорога, соединявшая Москву, а с 1703 г. и Петербург, с Уралом и Сибирью (Москва-Казань-Екатеринбург-Тюмень). 

Вторая половина XVIII в. была переломной в развитии промышленности и торговли у татар Казанских городских слобод. Успешно развиваются в этот период такие производства, как кумачное, кожевенное и мыловаренное. 

Среди татар появляются гильдейские купцы. В 70-е гг. XIX в. центром торговой жизни города стал Гостиный двор. В нем работало 777 лавок, 1818 г. – около 1000. Кроме главного здания на Воскресенской улице (ул. Кремлевская, д. 2) к Гостиному двору относились крупениковский, батуринский, дрябловский и др. корпуса. 

К главным торгам Казани относились Рыбный, Сенной, Хлебный, Мочальный базары, Толкучка, базары на Николаевской и Сошественской площадях, на пристанях, а также центральные торговые улицы: Воскресенская, Большая Проломная, Рыбнорядская, Гостинодворская, Малая Проломная, Большая Мещанская, Екатерининская, Московская и некоторые другие. 

В Казанской губернии внешнеэкономические связи усиливались в связи с открытием железной дороги Москва – Нижний Новгород в 1862 г. 

Со строительством в 70-80-е гг. XIX в. к центру России железной дороги от Царицына, Саратова и Самары у Казани отняли рынки Нижнего и Среднего Поволжья; с открытием Самаро-Уфимской и Оренбургской железных дорог от Казани отошел заволжский рынок. Сношения же купцов с Китаем через Кяхту практически прекратились, значительно сократился торг казанцев со Средней Азией и Персией. Единственно чем еще поддерживалась торгово-промышленная деятельность Казани к 90-м гг., это устье Камы. Все грузы, шедшие из Сибири по Вятке, Белой, Чусовой и Каме, направлялись в Казань. Но со строительством транссибирской магистрали и эта деятельность почти прекратилась. Казань на рубеже XIX-XX вв. превращается в город, экономическое значение которого не выходит за рамки областного центра и волжского порта. 

В течение всего периода эволюции Казани, торговля занимала одно из важных мест в развитии экономики государства. По причине прекрасного расположения города, активности в развитии торговли купцов, казанские рынки оказались насыщенными высококачественными товарами, из-за чего купцам не выгодно было вкладывать свои сбережения в развитие промышленности и они развивали торговлю. Развитие получают те производства, которые поставляли традиционные для Казани товары на российский и внешний рынки: кожевенное, мыловаренное, свечное, мануфактурное, обработка сырья и мукомольная промышленность. Остальные товары давало ремесло. С 1870 г. в Казани ремесленники были объединены в 7 цехов: хлебный, серебряный, портной, сапожный, столярный, кузнечный, печной. 

Во второй половине XVIII в. в Казани быстро растет количество заводов. По данным начала 90-х гг. XVIII в. в Казани зарегистрировано 87 «заводов»: 30 мыловаренных, 39 – кожевенных и козловых, 7 – пивоваренных и солодовенных, 9 – относились к различным производствам. 

Потребность в продукции местного производства возросла во время войны 1812 г. и в период послевоенного восстановления экономики, когда прервались или оказались ослабленными связи внешнеэкономические (западный рынок) и внутренние с Европейской Россией. Региональный, а также местный рынки, как и внешний (восточный рынок) стали испытывать недостаток во многих товарах. Налаживание ослабленных связей произошло не сразу, что и предоставило местным предпринимателям уникальную возможность для развития производства. 

В 1812 г. в Казани работало две суконные мануфактуры: Осокиных и мануфактура, принадлежавшая Приказу общественного призрения. Кроме них в городе действовали 55 кожевенных предприятия, 23 мыловаренных и свечных и 5 прочих производств. 

В 80-е гг. XIX в. Казань является центром переработки зерна в Поволжье. В городе действовало 5 крупных мельниц, 2 из них работали на паровых двигателях. 

Казань следует признать городом и с достаточно развитой банковской системой. Первый банк в городе появился еще в 1848 г. Это был Общественный банк – первое полноценное учреждение подобного рода в Казани с уставным капиталом в 30 774 рублей. 15 июня 1864 г. было открыто Казанское отделение Государственного банка, именно с этой даты ведет свой отсчет история Национального банка Республики Татарстан. В 1870 г. возникло отделение Волжско-Камского банка. 15 января 1871 г. в Казани образовалось Общество взаимного кредита – новый акционерный банк. Главной задачей он провозгласил «не высокий дивиденд, а доставление свободного и возможности дешевого кредита своим членам». В 1873 г. казанские предприниматели учредили акционерный Купеческий банк с первоначальным капиталом в 1 миллион рублей. 

Главенствовала торгово-промышленная элита и в биржевом комитете Казанской биржи. Товарная биржа – постоянно действующий оптовый рынок, где продавались товары однородного качества массового производства и продукты сельского хозяйства. В 1882 г. оборот биржи составил более 8 млн. рублей, конечно, торговые сделки заключались и раньше, но теперь это было поставлено на регулярную основу, купцов постепенно приучали к правильному цивилизованному ведению дела. 

Еще к XVII в. относятся первые упоминания о наличии нефти в Казанской губернии. Однако лишь в начале XX в. потребность в нефти возросла настолько, что началась разведка нефти на высоком научном уровне. Попытки бурения нефтепоисковых скважин бакинским нефтепромышленником Юзбашевым и фирмой Нобеля не увенчались успехом. В 1913 г. в Казани была организована компания «Казан Ойлфилдс лтд» с целью разведки нефти в Сюкееве, однако, в 1914 г. в связи с началом первой мировой войны фирма прекратила свою деятельность, так и не найдя нефть. Основателем ее был немецкий инженер-геолог и предприниматель А.Ф. Френкель и группа английских финансистов. И хотя не удалось выявить недра промышленной нефтеносности, все-таки была создана первичная основа в познании геологии нефти, нефтеразведочного дела. Кстати, уровень исследований геологического строения территории Казанской губернии в дооктябрьский период был выше, чем во многих других [8]. 


Издательское дело 

Важной особенностью Казанской губернии было развитое издательское дело, благодаря чему во второй пол. XIX – нач. XX вв. издатели Казани практически монопольно торговали книгами по исламу и светской литературой на татарском языке по всей Империи. 

Еще в 1801 г. была открыта в Казани Азиатская типография, приобретенная на средства отставного поручика А. Бурашева. Через год появились первые изданные здесь книги на арабском алфавите. В 1807 г. казанским губернатором Б.А. Мансуровым была основана русская типография при губернском правлении. Некоторое время спустя основывается типография Казанского университета, в состав которой позднее вошла Азиатская. Одной из первых изданных здесь книг был букварь и этимология татарского языка И. Хальфина. Впоследствии в Казани были открыты частные типографии Л. Шевица, Ш. Яхина, К.А. Тилли, Г.М. Вячеслава. В результате в первой половине XIX в. по общему количеству издаваемых книг Казань стала занимать третье место в России после Москвы и Петербурга [9]. 

На протяжении многих веков люди, жившие на территории современного Татарстана, успешно использовали природные и географические особенности региона для развития экономики и торговли. Развитие торговли, в свою очередь, приводило к расширению всего спектра международных связей, включая культурные, научные, гуманитарные контакты. Благодаря экономическому благополучию, народу удалось создать собственную культуру, основа которой была заложена в средневековье, в Волжской Булгарии и Казанском ханстве. После падения Казанского ханства в XVI в. татарам на протяжении нескольких веков удавалось сохранять свой этнос, не ассимилироваться в Русском государстве и воссоздать свою государственность в XX в. 


Примечания: 

1. Бариев Р.Х. Экономика Волжской Булгарии // «Проблемы современной экономики». 2005. №3/4(15/16). 

2. Иштван Фодор. Международные связи, торговые пути и города среднего Поволжья IX-XII веков: материалы международного симпозиума. Казань, 1998. C. 176. 

3. Фахрутдинов Р.Г. История Татарского народа и Татарстана: учебник для средних школ. Казань,1995. С. 89. 

4. Измайлов И.Л. Великий Волжский путь: история формирования и культурного наследия. Материалы 3-го этапа международной научно-практической конференции «Великий Волжский путь». Казань, 2004. С. 50. 

5. Фахрутдинов Р.Г. История Татарского народа и Татарстана: учебник для средних школ. Казань,1995. 

6. Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук. URL:http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/kazan.htm 

7. Тюрко-татарский мир. URL: http://www.tataroved.ru/obrazovanie/textbooks/1/r6/ 

8. По материалам сайта ОАО «Татнефть». URL: http://www.tatneft.ru/history.htm 

9. По материалам сайта Моя Казань. URL: http://kazan.ws/