|
|
Пресс-служба Кабинета Министров Республики Татарстан |
26.12.2008 г.
1. Реализации Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
Татарстан был и остается одним из наиболее подготовленных к реализации Федерального закона субъектов федерации. По итогам 2008г. Правительство РФ по совокупным результатам жилищного строительства и проведения реформ ЖКХ присудило Татарстану 2 место среди всех регионов России (на 1–ом – Чувашская Республика). Но если проанализировать только показатели по ЖКХ, то Республика Татарстан имеет лучшие результаты в стране (слайд прилагается).
Поэтому и заявка Республики Татарстан на предоставление финансовой поддержки из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 2008 год благодаря кропотливой совместной работе с муниципалитетами и Фондом была принята в таких больших объемах: сумма федеральной поддержки 1,9 млрд.рублей, в целом по программе 4,2 млрд. рублей. Изначально Программа на 2008 год включала 2 тыс. 46 домов. Однако, в связи с образовавшейся экономией средств, в результате проведенных конкурсов, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.12.2008г. №852 определило ремонт 2 тыс. 66 домов общей площадью 7,8 млн. кв.м.
Что стоит за этими цифрами.
выполнен ремонт и замена 1,1 млн. кв.м. кровли (это территория райцентров Балтаси или Камского Устья), заменено более 5 тыс. погонных километров внутридомовых инженерных коммуникаций (половина расстояния от Калининграда до Владивостока), в т.ч. только систем теплоснабжения – 1 тыс.
В реализации Программы было задействовано в пиковый период в июне –августе 14 тыс. рабочих.
Это самая действенная Программа по привлечению малого бизнеса. На следующий год мы с Комитетом по малому предпринимательству готовим распределение грантов по поддержке наиболее работоспособных предпринимателей.
В Татарстане создан не простой, но достаточно эффективный механизм реализации программы, задачи которой являются: улучшение жилищных условий граждан, сохранение и эффективное использование бюджетных средств и средств населения.
Для этого Министерством был подготовлен ряд нормативных документов и задействованы механизмы по защите интересов собственников и жителей домов. Были утверждены Предельные расценки по видам работ, а также технические требования к проектированию с учетом применения новых технологий и материалов.
В процессе проведения работ и контроля за ними активно работали, там где сами хотели, собственники, участвуя в составлении дефектных ведомостей и приемке домов в эксплуатацию, а также государственные органы, кроме министерства, жилищная инспекция, Управление Государственной экспертизы, правоохранительные и налоговые органы. В министерстве, муниципальных образованиях городов и районов созданы «горячие линии» по приему жалоб и предложений граждан. Президент Республики М.Ш. Шаймиев, Кабинет Министров Республики постоянно уделяют внимание этим вопросам. Под руководством Премьер-министра Республики Татарстан Р.Н. Минниханова еженедельно с участием всех государственных структур, руководителей муниципальных образований мы собирались для рассмотрения конкретных вопросов по выполнению федерального закона и хода капитального ремонта. В ходе работы реализации заданий удалось выявить серьезные недостатки:
-в первую очередь можно сказать о пассивности населения, которое до сих пор считает, что его собственностью может успешно распоряжаться «чужой дядя»;
-во-вторых, были выявлены недобросовестные подрядчики. Их из участия Программы последующих лет исключили;
- в- третьих, несмотря на нормативные документы, подрядчики пытались использовать некачественные материалы. И только контроль населения и ГЖИ позволил своевременно навести порядок.
Объективный и задокументированный контроль за качеством и соблюдению графиков производства работ осуществляет Государственная жилищная инспекция. Она участвует на всех этапах реализации программы: согласовывает дефектные ведомости, акты выполненных работ, участвует в приемке домов в эксплуатацию после капитального ремонта. В процессе реализации программы работниками инспекции выявлено 425 нарушений.
Кроме того, в инспекцию поступило 462 обращений граждан, в том числе 219 на плохое качество работ, 152 – по срокам выполнения работ, 50 – жалобы на плохую организацию работ и 40 – это обращения по прочим вопросам, связанным с реализацией программы. Их устранение также контролируется и ведется реестр добросовестных и недобросовестных подрядных организаций.
В настоящее время ведется работа по составлению годового отчета, который будет представлен в Фонд в начале января 2009 года.
В 2008 году всеми 44 заявленными муниципальными образованиями республики и Республикой Татарстан в целом были выполнены все условия федерального закона по предоставления финансовой поддержки и на 1 января 2009г. выполнены с большим запасом условия по реализации федерального закона.
Руководством республики принято решение (и это решение поддержали депутаты Государственного Совета) о направлении средств бюджета республики в 2009 году, выделяемых в рамках реализации закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», на софинансирование капитального ремонта жилых с общим объемом 9,7 млрд. рублей, в том числе: 4,71 млрд. рублей из Фонда, 3,45 млрд. рублей из республиканского бюджета, 1,1 млрд. рублей из местных бюджетов, и 486 млн. рублей – средства собственников. Сформирована и утверждена Республиканская адресная программа на 2009 год, по которой планируется выполнить капитальный ремонт 2 тыс. 344 многоквартирных домов общей площадью 7,9 млн.кв.м. Кокретные цифры по лимитам доведены до каждого муниципального образования.
По отношению к 2008 году Татарстан переходит на комплексный капитальный ремонт. Кроме того, в 2009 году в состав программы включено больше домов с заменой лифтов и работ по 100% оснащению домов приборами учета энергоресурсов, как это требует закон.
Порядок реализации Программы в 2009 году остается прежним. Был изменен порядок отбора подрядчиков - из списка исключены недобросовестные, введен перечень критериев по определению подрядчика.
Другие главные особенности реализации программы в 2009 году:
- увеличение средств в 2 раза;
- применение комплексного капитального ремонта;
- в состав контролирующих организаций включена инспекция ГСН;
- строительный комплекс получит существенную поддержку.
Хотелось бы отметить, что реализация Федерального закона № 185, в частности защита заявки на 2009 год, сыграет важную роль в условиях финансового кризиса. Поступление средств финансовой поддержки в республику уже в первом квартале 2009 года повлечет за собой поступление налоговых платежей в бюджеты муниципальных образований, что станет поддерживающим фактором развития территорий. Кроме этого, будет сохранена занятость населения и увеличено количество рабочих мест, в процесс выполнения капитального ремонта будут задействованы крупные строительные организации и более 25 тыс. рабочих строительного комплекса (17% от занятых сегодня с учетом буровых работ и дорожного строительства).
2. Задачи обеспечения населения новым жильем.
Республика уже ввела на сегодняшний день рекордный объем жилья в размере 2 млн. 165 тыс.кв. метров, т.е. выполнила взятые перед федеральным центром обязательства. Но в целом по РФ предполагается спад годовых объемов ввода жилья с 73 до 61 млн. кв. метров. Более точный результат получим 31 декабря.
В этом году практически все муниципальные образования поработали хорошо. Следующий год будет, так же как и по капитальному ремонту будет еще более напряженным. Нот здесь главный вопрос – привлечение инвестиций и снижение влияния последствий мирового финансового кризиса.
По Программам ГЖФ представляем на рассмотрение Попечительского Совета прогноз ввода жилья с ростом до 800 тыс.кв. метров. Но в целом по году в Республике Татарстан ожидаем спад из-за снижения объемов строительства коммерческими фирмами. Постараемся не допустить снижение ниже 2 млн. кв.