29 марта в 15 часов в Кабинете министров Республики Татарстан состоится заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан. Повестка дня заседания: «О готовности территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан к осуществлению мероприятий пропуска талых вод и принятию мер по предотвращению и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним паводком».
ПЛАН
проведения заседания Комиссии по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности Республики Татарстан
Повестка дня заседания:
О готовности территориальной подсистемы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан к осуществлению мероприятий пропуска талых вод и принятию мер по предотвращению и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним паводком
Открытие заседания, вступительное слово – Председатель Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан - Первый заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Равиль Фатыхович МУРАТОВ
1. Прогноз развития весеннего половодья на территории Республики Татарстан – начальник ФГУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан» Сергей Дмитриевич ЗАХАРОВ
2. Об оперативной обстановке, связанной с паводком, на территории муниципальных образований Республики Татарстан – исполняющий обязанности начальника ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Татарстан» Рамис Минасхатович МАССАРОВ (из студии Главного управления МЧС России по Республике Татарстан)
3. О готовности территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан к осуществлению мероприятий пропуска талых вод и принятию мер по предотвращению и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним паводком. Прогноз возможного наихудшего сценария развития паводка – заместитель министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан Николай Владимирович СУРЖКО
4. Состояние мостовых переходов, автомобильных дорог и искусственных сооружений на них и готовность к эксплуатации в период весеннего половодья – Министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Ленар Ринатович САФИН
5. \О результатах проводимых проверок складов хранения ядохимикатов и жидких отходов животноводческих ферм - руководитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан Нурислам Нуриманович ХАБИПОВ
6. Просмотр фильма о проведенных противопаводковых мероприятиях на территории муниципальных образований Республики Татарстан
7. Заслушивание по ВКС председателей КЧС и ОПБ муниципальных образований Республики Татарстан о проведенных мероприятиях, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с паводком (с мест проведения превентивных мероприятий):
г.Набережные Челны;
Нижнекамский муниципальный район;
Агрызский муниципальный район
8. Заслушивание председателей КЧС и ОПБ муниципальных образований Республики Татарстан, на территории которых прогнозируется наиболее неблагоприятная паводковая обстановка, о проведенных мероприятиях для смягчения последствий возможных чрезвычайных ситуаций:
Зеленодольский муниципальный район;
Алексеевский муниципальный район;
Алькеевский муниципальный район;
Кайбицкий муниципальный район;
Нурлатский муниципальный район
Подведение итогов заседания – Председатель Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан - Первый заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Равиль Фатыхович МУРАТОВ
Информация: Приоритетные направления деятельности Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан за 2011 год.
Комиссия в своей деятельности руководствуется Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 ноября 2004 года №480 «О территориальной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан».
В Республике Татарстан приняты все нормативно-правовые акты, рекомендованные МЧС России, касающиеся защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Только за 2011 год в этой области приняты 3 закона, 3 указа и распоряжения Президента Республики Татарстан, 76 постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан, а так же 834 постановления местных органов самоуправления.
В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года №1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации» в республике созданы и функционируют 44 единых дежурно-диспетчерских службы муниципальных образований на штатной основе.
С мая 2011 года организована работа системы вызова экстренных оперативных служб «Глонасс+112».
С использованием её возможностей выстраивается информационный ресурс, в который будут входить также паспорта безопасности всех уровней – от муниципального района до каждого населенного пункта.
Оборудование для спутникового мониторинга установлено на 380 автомобилях скорой помощи, 1082 автомобилях МВД, 159 автомобилях пожарных и спасателей. Автоматизированными рабочими местами диспетчеров оборудованы 268 объектов экстренных оперативных служб. Переход от «пилотного проекта» к общереспубликанскому уровню планируется в 2012 году. На базе системы реализуется и проект «Мобильный спасатель».
Правительством Республики Татарстан подтверждено участие в федеральной целевой программе по совершенствованию данной системы на 2012-2017 годы.
В 2011 году в республике большое внимание уделялось созданию и оснащению подразделений пожарной охраны. Результатом этой работы явилось создание республиканской противопожарной службы, включающей на сегодня 94 подразделения республиканской противопожарной службы с общей численностью 1091 человек. Для их оснащения приобретены и переоборудованы для пожаротушения 200 АРСов.
Большое внимание в Республике Татарстан уделяется также созданию, развитию и совершенствованию деятельности подразделений Добровольной пожарной охраны. В настоящее время созданы 185 дружин и 615 команд. Численность добровольцев составляет 6508 человек, на вооружении находится 1092 единицы техники.
В рамках выполнения задачи обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Комиссия:
разрабатывает предложения по ликвидации чрезвычайных ситуаций территориального и местного уровня, восстановлению и строительству жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате указанных чрезвычайных ситуаций, а также по участию в проведении операций гуманитарного характера;
организует работу по подготовке предложений и аналитических материалов для Президента Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, а также рекомендаций для органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
координирует, объединяет и направляет работу комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций Республики Татарстан;
контролирует исполнение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами Республики Татарстан независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности решений, принятых Комиссией.
В 2011 году Комиссией, в рамках решения возложенных на неё задач, было проведено 14 плановых и 33 внеплановых заседаний, на которых приняты 42 решения и 21 распоряжение, касающихся обеспечения безопасности населения и территорий, снижения последствий чрезвычайных ситуаций.
Выступление заместителя министра МЧС Республики Татарстан Николая Владимировича Суржко «О готовности территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан к осуществлению мероприятий пропуска талых вод и принятию мер по предотвращению и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним паводком. Прогноз возможного наихудшего сценария развития паводка».
Республика Татарстан является регионом, где прохождение весеннего половодья может иметь серьезные последствия, влияющие в целом на социально-экономическое развитие республики. Большое количество водных объектов, находящихся на территории республики, требуют к себе особого внимания в период прохождения весеннего половодья.
Подготовка к безаварийному прохождению весеннего половодья в республике осуществляется в течение всего года.
Правовой основой подготовки к паводку 2012 года стали:
указание первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан – Председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан Р.Ф.Муратова «О мероприятиях по подготовке к паводку 2012 года»;
и постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «О мероприятиях по защите населения и территории Республики Татарстан в период весеннего половодья 2012г.» №158 от 23.02.2012г.
В целом, при подготовке к паводку в городах и районах республики в летне-осенний период были выполнены мероприятия по ремонту гидротехнических сооружений, очистке, углублению русел рек и берегоукрепительные работы, а также установка, ремонт и очистка водопропускных труб на общую сумму свыше 234 млн. рублей.
Основное внимание МЧС Республики Татарстан уделяет вопросам паспортизации готовности муниципальных образований к паводку.
Начиная с прошлого года, в Республике Татарстан была введена процедура разработки «Паспортов готовности муниципальных образований к паводку».
Структура паспорта была утверждена на Совете глав муниципальных образований Республики Татарстан в 2011 году.
Паспорта утверждаются председателями КЧСиПБ муниципальных образований по согласованию со всеми территориальными подсистемами РСЧС и утверждаются МЧС Республики Татарстан.
Разрабатываемые Паспорта – это не только прерогатива МЧС, а совместная работа органов ЖКХ, дорожных, энергетических, медицинских служб, мелиораторов и других. Без подписи руководителей служб в Акте приемки – паспорт будет считаться не разработанным. Пример акта приемки приведен на слайде. Считаю, что ежегодная корректировка паспортов, а также наличие единого актуализированного документа позволяет при возникновении аварий или происшествий, связанных с половодьем, принимать управленческие решения в максимально сжатые сроки и в требуемых объемах.
Далее разработанные паспорта дополняются специалистами МЧС детальной прогнозно-расчетной информацией.
В целом, оценивая результаты паспортизации, хочу отметить, что наиболее ответственно к поставленной задаче отнеслись Зеленодольский и Тукаевский районы. Хуже дела обстоят в Алькеевском, Бугульминском, Сабинском, Высокогорском районах, а также г.Казани.
Таким образом, результаты проведенной работы по паспортизации муниципальных образований позволили комплексно оценить готовность республики к прохождению половодья и выявили ряд проблемных вопросов, которые требуют решения до наступления паводкового периода.
Более подробная, детальная информация в разрезе каждого муниципального образования Вам будет доведена в рамках решения КЧС (отдельного приложения к решению). Я бы хотел обратиться к руководителям Исполкомов городов и районов – обеспечить устранение выявленных недостатков и в течение следующей недели доложить об их устранении.
До наступления паводка все вопросы, связанные с паспортизацией, с контроля должны быть сняты!
МЧС во взаимодействии с 15 министерствами и ведомствами республики проведена корректировка оперативного плана «Половодье».
Аналогичные планы разработаны и утверждены во всех городских округах и муниципальных районах республики.
В целом, согласно данному Плану, для предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных весенним половодьем создана группировка сил и средств в количестве 20946 чел, 4554 ед специальной и автомобильной техники, 3 вертолета, в том числе: от ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан - 7619 чел, 892 ед техники, 1 вертолет.
Для первоочередного жизнеобеспечения подготовлено 178 пунктов временного размещения вместимостью 26,2 тыс.чел, 584 ед транспорта, в режиме постоянной готовности находятся 510 бригад медицинской помощи. Имеется в наличии свыше 2 тысяч коек для приема пострадавшего населения.
Территория республики разбита на 5 зон ответственности, в которых с начала активной фазы паводка будут работать на постоянной основе 5 оперативных групп для оценки ситуации и принятию мер.
В феврале-апреле т.г. запланировано проведение 47 командно-штабных тренировок для отработки сценариев развития возможной паводковой обстановки.
По состоянию на 28 марта проведено 21 учение (44%).
На республиканском уровне 20 марта т.г. было проведено 2 учения в Заинском и Кайбицком районах.
В целом, хочу отметить, что время прибытия на ЧС федеральных и территориальных подсистем РСЧС соответствует регламенту. Документы по вводным были отработаны с незначительными недостатками, представлены в полном объёме, без опозданий. Взаимодействие на муниципальном уровне организовано. Мероприятия по защите населения и территории, организации жизнеобеспечения выполнены.
Сложившиеся в зимний период 2011/2012 года метеоусловия привели к практически повсеместному увеличению толщины льда на водных объектах республики, вследствие чего возможно образование заторов льда и затопление прилегающих территорий.
По оценке специалистов МЧС Республики Татарстан в республике насчитывается 61 затороопасный участок.
Одним из наиболее эффективных способов предотвращения подтоплений являются проведение работ по чернению и распиловке льда. К проведению данных работ привлекаются силы и средства предприятий и организаций, местное население.
В этой связи было принято соответствующее распоряжение КЧСиПБ Республики Татарстан.
В лучшую сторону хочу отметить деятельность Арского и Нурлатского районов.
При этом, я хочу обратить внимание, что не во всех муниципальных районах организовано проведение данных работ.
Например, Дрожжановский район 28 февраля прислал заявку на проведение взрывных работ около 2 населенных пунктов, при этом мероприятия по чернению и распиловке льда не предусмотрены.
Муслюмовский район – в заявке на взрывные работы указаны 5 участков, Аксубаевский район – 7 участков - при этом мероприятия по чернению и распиловке льда также не предусмотрены.
Аналогичная негативная ситуация отмечается в Новошешминском, Кукморском, Нижнекамском районах.
Складывается впечатление, что в районах ждут проведения только лишь взрывных работ, при этом руководители районов, чьи территории которые практически ежегодно затапливаются, закрывают глаза на «болевые точки» района и не предпринимают самостоятельных управленческих решений по предупреждению подтопления населенных пунктов.
Коротко о проведении взрывных работ.
Выполнен в полном объеме комплекс мероприятий по организации взрывных работ. Предусмотрены финансовые средства на оплату труда команды взрывников. Для доставки команды взрывников, взрывчатых веществ и средств взрывания подготовлен спецтранспорт и вертолёт МИ-8.
Начало проведения работ запланировано на 30 марта т.г.
В соответствии с опытом прошлых лет, МЧС Республики Татарстан на основании прогноза УГМС и собственных расчетов создана модель развития паводка 2012 года.
Проведенная работа позволила провести районирование территории республики по рискам подтопления.
Итак, территория республики ранжирована на 3 уровня по принципу «светофора»:
1 уровень «Территория высокого риска подтопления» - сюда входят 7 сельских районов: Алексеевский, Алькеевский, Апастовский, Камско-Устьинский, Спасский, Зеленодольский и Кайбицкий, где расположено 24 населенных пункта и проживает 827 чел.
2 уровень «Территория среднего риска подтопления» - входят территории 24 сельских районов, где расположены 118 населенных пунктов, а также 14 поселков г.Казани (Дружба, Мирный, Первомайский, Борисково, Салмачи, Вознесенье, Карьер, Царицыно, Малые Клыки, Аки, Новая Сосновка, Киндери, Кульсеитово) и территория Ягодной слободы Кировского и ул. Подлужная Вахитовского района г.Казани.
и 3 уровень «Территория минимального риска подтопления» - входят территории 77 н.п., расположенные в 17 районах.
Таким образом, введенная система прогнозирования паводка позволяет определить конкретные места подтопления с точностью до муниципального района, населенного пункта и жилого дома.
В целях оперативного контроля ледовой обстановки с 1 апреля на территории республики будет развернута временная наблюдательная сеть (гидрологические посты).
Временная сеть наблюдения будет состоять из 221 поста, в том числе: 57 – на затороопасных участках малых рек, на 142 прудах и на 22 объектах экономики.
С началом поступления талой воды в ежедневном режиме дважды в сутки (на 9 и 16 часов) будут осуществляться наблюдения за изменением уровненного режима и ледовой обстановкой с предоставлением данных в наш адрес. При резком росте уровня воды (50 см и более) вводится режим учащенных наблюдений через каждые 4 часа.
Ежедневно нам будут направляться результаты утренних наблюдений с 31 поста государственной сети Управления по гидрометеорологии Татарстана.
Для отслеживания весенних процессов на реках Свияга, Вятка, Белая, Иж, Большой Черемшан и Ик используется информация из служб МЧС сопредельных регионов РФ.
В ежедневном режиме осуществляется контроль за водным балансом водохранилищ Волжско-Камского каскада.
Вся поступившая информация анализируется и результаты обзоров являются основой для дальнейшего прогнозирования развития весенних процессов.
Завершая свое выступление хочу отметить, что проводимые мероприятия позволяют обеспечить безаварийное прохождение весеннего половодья на территории республики.
Возникающие вопросы, требующие реагирования, будут решаться в оперативном порядке.
В целом территориальная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан к безаварийному пропуску паводковых вод готова.
Проект Решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан
«О готовности территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан к осуществлению мероприятий пропуска талых вод и принятию мер по предотвращению и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним паводком».
Информация, предоставленная ФГБУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан», Росгидрометом, отделом ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, Министерством лесного хозяйства, данные ледового и снегового мониторинга на водных объектах Республики Татарстан и последующий анализ уровней рисков позволяют сделать вывод о том, что напряженная обстановка, связанная с весенним паводком, прогнозируется в 24 населенных пунктах (358 дворов, в которых проживают 912 жителей), расположенных в бассейнах рек Свияга и Малый Черемшан в 8 муниципальных районах Республики Татарстан.
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан (далее – Комиссия) отмечает своевременность проведенных превентивных противопаводковых мероприятий.
Вместе с тем имеются недостатки, которые могут отрицательно сказаться на безопасности населения республики: неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений (прудов), инженерно-техническое состояние русел рек и незначительный объем имеющегося резерва материальных средств.
В целях обеспечения безаварийного пропуска паводковых вод, необходимого уровня оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с весенним половодьем 2012 года, Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан Р Е Ш И Л А :
Министерствам, ведомствам и организациям Республики Татарстан, привлекаемым к выполнению мероприятий оперативного плана «Половодье – 2012», обеспечить готовность подведомственных сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Татарстан» (Р.З.Хабибуллин):
обеспечить:
мониторинг состояния гидротехнических сооружений;
постоянную готовность оперативных групп к экстренному реагированию при осложнении обстановки в период половодья;
готовность сил и средств к тушению пожаров в населенных пунктах, находящихся в зонах подтопления;
организовать:
взаимодействие оперативных групп, сил и средств министерств, ведомств и организаций Республики Татарстан, привлекаемых к выполнению мероприятий оперативного плана «Половодье-2012», при возникновении чрезвычайных ситуаций;
взаимодействие и обмен оперативной и аналитической информацией о ходе и развитии весеннего половодья с регионами, сопредельными с Республикой Татарстан;
облет водных объектов республики с целью мониторинга развития весенних процессов, последствий прохождения максимальных уровней воды и ледохода на водных объектах, параметров зон подтопления территорий;
информирование население о складывающейся паводковой обстановке на территории республики.
Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (А.Г.Сидоров) совместно с Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (М.А.Патяшина) обеспечить санитарно-эпидемиологический контроль качества питьевой воды, состояния открытых водоисточников и водозаборов, используемых для обеспечения населения питьевой водой.
Рекомендовать ОАО «Татнефть» (Ш.Ф.Тахаутдинов), ООО «Газпром трансгаз Казань» (Р.А.Кантюков), ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы» (Р.Н.Хакимов), ОАО «Средне-Волжский транснефтепродукт» (Р.Э.Купкенов) в паводковый период принять меры к:
усилению состава дежурных аварийных бригад, оснащению их необходимой техникой, оборудованием и имуществом, необходимых для использования в условиях половодья;
очистке и подготовке ливневой канализации и колодцев на подведомственной территории;
непрерывному контролю за технического состояния конструкций и сооружений подводных и надводных переходов продуктопроводов.
Республиканскому Агенству по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» (М.Я.Муратов) организовать информирование населения Республики Татарстан о складывающейся паводковой обстановке в республике, правилах поведения и действиях при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с паводком.
Рекомендовать филиалу ОАО «Российские железные дороги» по Казанскому региону (А.П.Черемнов) обеспечить готовность к паводку путевого хозяйства и ведомственных объектов водоснабжения.
Комиссиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан:
быть в готовности к проведению эвакуационных мероприятий населения, материальных и других ценностей из предполагаемых затапливаемых (подтапливаемых) территорий;
обеспечить создание резерва плавсредств (резиновые надувные лодки, алюминиевые лодки типа «Казанка»), мотопомп, аварийных источников электроснабжения;
особое внимание обратить на обеспечение сохранности скота, семенного материала, сооружений сельскохозяйственного назначения, ядохимикатов, удобрений, исключить попадания талых вод в скотомогильники и места хранения жидких отходов;
организовать:
непрерывную устойчивую связь с населенными пунктами предполагаемых зон подтопления;
проведение работ, связанных с отводом талых вод от жилых зданий и сооружений, попадающих в зоны возможного затопления;
наблюдение за качеством питьевых водоисточников, особенно в районах накопления жидких отходов, очистных сооружений и в местах хранения ядохимикатов;
обеспечить контроль за:
безаварийной эксплуатацией гидротехнических сооружений, в нижнем бьефе которых расположены населенные пункты и объекты экономики;
готовностью инженерной, дорожно-строительной и другой техники к проведению экстренных аварийно-восстановительных работ;
созданием запасов топлива и смазочных материалов;
выполнением графиков посменного круглосуточного дежурства бригад водителей и специалистов;
состоянием очистных сооружений и станций очистки воды;
состоянием водопропускных труб и мостовых переходов на дорогах общего пользования Республики Татарстан для обеспечения пропуска максимальных объемов талых вод. Особое внимание обратить на пропуск талых вод в зонах низководных мостов и продуктопроводов.
Контроль за исполнением решения возложить на руководителя рабочей группы Комиссии – министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (Р.З. Хабибуллин).
Председатель Комиссии Р.Ф.Муратов