Справка
об адаптивной (автоматизированной) системе управления дорожным движением
Автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД) - это комплекс программно-технических средств и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения, улучшение параметров улично-дорожной сети (УДС), снижение транспортных задержек и улучшение экологической обстановки.
Программно-системный комплекс системы обеспечивает управление движением транспортных средств и пешеходных потоков на дорожной сети городов или магистрали путем реализации следующих основных технологических алгоритмов:
· ручное управление светофорной сигнализацией через выносной пульт управления при необходимости оперативного вмешательства в процесс дорожного движения - режимы вызова фазы, "желтого мигания", отключения светофоров;
· ручное управление светофорной сигнализацией через выносной пульт управления при необходимости оперативного вмешательства в процесс дорожного движения - режим "зеленой улицы" для предоставления приоритетов в пересечении перекрестков специальному транспорту по заданному или произвольному маршруту;
· диспетчерское управление светофорной сигнализацией из центрального управляющего пункта (ЦУП) при необходимости оперативного вмешательства в процесс дорожного движения - режимы вызова фазы, "желтого мигания", отключения светофоров;
· диспетчерское управление светофорной сигнализацией из ЦУПа при необходимости оперативного вмешательства в процесс дорожного движения - режим "зеленой улицы";
· автоматическое включение режима "зеленой улицы";
· резервное жесткое координированное управление по командам ЦУПа по заранее заданным программам координации (ПК), выбор ПК по запросу оператора, по времени суток;
· гибкое координированное управление по параметрам транспортных потоков, получаемых от детекторов транспорта (ДТ) с учетом реальной транспортной ситуации;
· местное гибкое управление по параметрам транспортных потоков, получаемых от детекторов транспорта;
· местное жесткое управление по резервной программе.
Основным режимом работы АСУДД, который позволяет уменьшить время нахождения в пути пассажиров и грузов, снизить отрицательное влияние транспортных средств (ТС) на экологию, повысить общий уровень безопасности движения, является режим координированного управления дорожным движением (КУ).
Принцип координации заключается в согласовании работы светофорных объектов магистрали, в целях обеспечения пропуска транспортных средств с минимальными задержками по ней. При реализации этого принципа ТС следуют по маршруту координации как бы по расписанию, прибывая к очередному перекрестку в тот момент, когда на нем в данном направлении движения включается разрешающий сигнал.
Системы АСУДД, созданные Институтом системотехники (г.Омск), были внедрены практически во всех крупных городах бывшего Советского Союза. За последние годы разработана документация для строительства и модернизации АСУДД в Екатеринбурге, Белгороде, Казани, Салехарде, Новоуральске, Сургуте и других городах. Внедрение систем АСУДД в этих городах показывает, что работы по строительству светофорных объектов рационально вести одновременно с реконструкцией городских магистралей или их элементов.
Анализ функционирования транспортной системы при внедрении АСУДД в городах показывает следующую эффективность организации дорожного движения:
· сокращение на 30-50% транспортных задержек у перекрестков, за счет оптимизации режимов работы светофорной сигнализации;
· повышение на 10-15% средней скорости движения ТС на перегонах между перекрестками за счет уменьшения длины очередей, ожидающих разрешающего сигнала светофора;
· cокращение на 10-20% времени проезда по УДС;
· увеличение на 15-25% транспортной работы;
· улучшение на 20-25% санитарного состояния воздушного бассейна города вследствие уменьшения его загрязнения отработавшими газами двигателей (за счет сокращения остановок ТС, повышения средней скорости движения).
Средства создаваемой системы АСУДД обеспечивают:
· поэтапное наращивание технологических функций системы управления и количества регулируемых перекрестков, охватываемых системой;
· автоматический контроль за функционированием системы и состоянием ее технически средств;
· исключение возможности возникновения конфликтных ситуаций на перекрестках;
· удобство обслуживания и эксплуатации технических средств регулирования за счет наличия в составе системы сервисных средств и статистической информации о работе оборудования.
На базе средств АСУДД в городах возможно также создание следующих систем:
- система экологического контроля;
- противоугонной системы контроля автомобильного транспорта;
- телевизионных систем контроля за дорожным движением.
Система экологического контроля, которая может быть создана путем дополнения АСУДД специальными датчиками и позволит решать следующие задачи:
- автоматический сбор, обработку, передачу в центр информации об уровне загазованности воз духа в жилых массивах, на городских магистралях и в промышленных зонах;
- своевременное предупреждение об аварийных выбросах; анализ информации о состоянии городского воздушного бассейна и отображение ее на мониторе ПЭВМ;
- оперативное принятие решений, выдачу рекомендаций и принятие мер по снижению уровня загазованности.
В зависимости от категории сложности сроки проектирования АСУДД составляют 3-8 месяцев в зависимости от задач и размера объекта систем проектируемой системы в один или несколько этапов.