Заседание антинаркотической комиссии в Республике Татарстан
20 октября 2011 года в Кабинете Министров Республики Татарстан под председательством заместителя Премьер-министра Республики Татарстан, заместителя председателя антинаркотической комиссии в Республике Татарстан З.Р.Валеевой состоится заседание антинаркотической комиссии в Республике Татарстан.
В заседании комиссии принимают участие члены антинаркотической комиссии, прокурор Республики Татарстан, руководители федеральных и республиканских министерств и ведомств, представители общественных организаций, средств массовой информации.
I вопрос: «О работе некоммерческих организаций по оказанию медико-социальной и психологической помощи потребителям наркотических средств и психотропных веществ и лицам, прекратившим употребление наркотиков, в Республике Татарстан»
В Республике Татарстан медицинская, психологическая и социальная реабилитация потребителей наркотических средств и психотропных веществ, а также лиц, прекративших потребление наркотиков осуществляется в различных по структуре и ведомственной принадлежности учреждениях. Значимая часть работы по этому направлению выполняется некоммерческими организации (НКО). Они реализуют ряд задач, которые не входят в сферу деятельности государственных учреждений. НКО способны более оперативно реагировать на потребности целевой группы, перестраивать свою деятельность в соответствии с изменениями наркоситуации, внедрять новые технологии работы.
В Республике Татарстан работу с наркозависимыми и их родственниками осуществляют следующие организации:
Казанская общественная организация родственников наркозависимых «Вера»;
Общественная организация «Профилактика и инициатива» Республики Татарстан;
Общественная организация содействия сохранению здоровья населения «Обновление» Республики Татарстан;
Автономная благотворительная некоммерческая организация «Новый век»;
Благотворительный фонд развития образования, охраны здоровья и профилактики ВИЧ/СПИД Тимура Исламова (г.Набережные Челны);
Некоммерческий благотворительный фонд Светланы Изамбаевой.
В число сотрудников неправительственных организаций входят специалисты различных сфер деятельности, а также «равные» консультанты, наркозависимые, прекратившие употребление наркотиков, которые оказывают значимую помощь в работе с целевой группой, одновременно решая задачи собственной ресоциализации.
Все сотрудники НКО прошли обучение методам работы с потребителями наркотиков и другими уязвимыми группами населения на различных тренингах и семинарах, проводимых международными и российскими организациями.
НКО Республики Татарстан тесно сотрудничают с антинаркотической комиссией в Республике Татарстан, министерствами и ведомствами, медицинскими и социальными государственными учреждениями.
НКО осуществляют работу по следующим направлениям:
1. Работа с наркопотребителями на этапе «доврачебной» помощи – низкопороговые программы
Потребители наркотиков являются закрытой и труднодоступной группой, с низкой мотивацией на обращение за помощью, наличием большого числа медицинских, психологических и социальных проблем, высоким уровнем стигматизации.
НКО Республики Татарстан осуществляют целый комплекс мероприятий, направленных на формирование у лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков, мотивации к обращению за помощью и улучшение их доступа к медико-социальным услугам, программам профилактики ВИЧ-инфекции и других социально опасных заболеваний, лечения и реабилитации (далее - Система). Данная работа ведется по трем основным уровням, которые вместе образуют многоуровневую систему (1-ый уровень - аутрич-работа, 2-ый уровень - низкопороговые центры, 3-ий уровень - программы социального сопровождения) Все (компоненты Системы) взаимосвязаны и объединены общими задачами.
2). Работа с наркозависимыми, прекратившими употребление наркотиков, на этапе выхода в социум.
Общественная организация «Профилактика и инициатива» совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ, КООРН «Вера» на базе муниципального социально-реабилитационного центра «Роза ветров» реализует комплексную программу «Агентство по трудовой социализации и содействию в трудоустройстве для наркозависимых, прекративших употребление наркотиков». Программа максимально учитывает все проблемы, с которыми сталкиваются наркозависимые, прекратившие употребление наркотиков, в процессе трудоустройства и трудовой социализации и включает проведение работы по личностному и профессиональному самоопределению, развитию компетентности в социальных взаимодействиях, а также проведение индивидуальных консультаций, оказание содействия в трудоустройстве, реализацию программы временных и однодневных работ.
Ежемесячно Агентство предоставляет комплекс услуг 20-30 клиентам, 25-30 человек принимают по направлениям Агентства участие во временных работах.
Проект получил 1 место во Всероссийском конкурсе ФСКН России в номинации «Программы социальной реабилитации наркозависимых».
3). Работа с родственниками и близкими наркозависимых
КООРН «Вера» оказывает поддержку родственникам и близким наркозависимых, участвуя в организации групп самопомощи, консультаций и лекций для близких.
НБФ Светланы Изамбаевой реализует проект «Кнопики» - создание центра временного пребывания для детей, затронутых ВИЧ и живущих в асоциальных и малообеспеченных семьях, в том числе семьях, страдающих от алкогольной и наркотической зависимости.
4). Другие направления деятельности общественных организаций по оказанию помощи и услуг наркопотребителям
Благотворительный реабилитационный центр им. Талгата Шайхуллина (г.Альметьевск) занимается оказанием бесплатной немедицинской помощи лицам, зависимым от наркотиков, алкоголя, игромании и их семьям.
КООРН «Вера» реализует ряд проектов, направленных на создание немедицинского сервиса для людей (в т.ч. женщин), живущих с ВИЧ/СПИДом и профилактику ВИЧ/СПИДа («Школа пациента», «Информационный центр для ЛЖВ», Права человека и ВИЧ» и др.), формирование приверженности к лечению.
II вопрос: « О мерах по противодействию пропаганде наркотических средстви психотропных веществ в средствах массовой информации Республики Татарстан»
Тема профилактики наркотизации населения и противодействия незаконному обороту наркотиков регулярно освещается как в печатных, так и в электронных средствах массовой информации. При подготовке и размещении материалов учитываются основные направления и принципы работы средств массовой информации, утвержденные Концепцией информационного сопровождения антинаркотической работы в республике. Формирование у населения негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, мотивации на ведение здорового образа жизни осуществляется в рамках информационных программ «Новости Татарстана», «Татарстан хэбэрлэре» (ТРК «Новый век»), «Столица» (ТРК «Казань»), «Вести Татарстана», «Вести Татарстана. События недели» (ГТРК «Татарстан»), в новостных программ радио «Татарстан» и «Яна гасыр». Кроме того, на радио «Татарстан» еженедельно выходит тематическая антинаркотическая передача «Сердэшханэ» («Собеседник»), сюжеты по данной теме транслируются в еженедельных программах «Яшьлек аланы», «Время молодых», «Яна кон».
На ТРК «Казань» создана новая антинаркотическая программа «Вне игры». Регулярно тема профилактики наркомании среди молодежи освещается в телевизионной программе «ТИН-клуб».
В формировании антинаркотического общественного мнения принимают участие печатные средства массовой информации (газеты «Республика Татарстан», «Ватаным Татарстан», «Казанские ведомости», «Шахри Казан», «Молодежь Татарстана», «ProГород») и информационное агентство «Татар-информ».
В целях совершенствования работы по освещению проблемы наркомании в средствах массовой информации, повышения качества публикуемых материалов и контентов телерадиопередач для представителей СМИ организуются обучающие семинары.
С 2002 года в республике проводится журналистский конкурс антинаркотической пропаганды «Бумеранг», в котором принимают участие коллективы республиканских, муниципальных средств массовой информации и тдельные авторы (около 100 заявок). В последние годы появились новые номинации: «Дебют», «Объективный объектив», «Лучшее студенческое издание».
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ (далее – Роскомнадзор по РТ) осуществляет мониторинг более 600 средств массовой информации: печатных, электронных, Интернет - СМИ, издающихся на русском, татарском и чувашском языках по вопросу соблюдения закона о средствах массовой информации.
Проведенный анализ позволил выявить ряд проблемных ситуаций в сфере освещения средствами массовой информации темы наркотиков и наркомании, а именно:
отсутствие четких представлений о необходимой степени активности СМИ в освещении темы наркотиков;
неопределенность адресата антинаркотических публикаций СМИ;
отсутствие в работе СМИ по профилактике наркомании четких ориентиров и представлений о конечных целях;
заметное смещение в СМИ пропорции в отражении известных дихотомий (негативное / позитивное, пессимистическое /оптимистическое, черное/белое) в сторону негатива.
В последнее время особое беспокойство вызывает распространение информации о наркотиках, популяризация их потребления в сети Интернет. На запрос слова «наркотики» поисковики Интернета дают ссылки более чем на 11 тысяч различных сайтов, из которых менее 2% являются антинаркотическими.
УФСКН России по РТ и Роскомнадзора по РТ проводят мониторинг Интернет - сайтов, содержащих информацию о наркотических средствах и психотропных веществах и технологии их изготовления. Практически на всех поисковых серверах ведется статистика.
В случае неисполнения Интернет - СМИ требования Роскомнадзора об удалении информации, содержащей признаки злоупотребления свободой массовой информации, либо если после редактирования информации признаки злоупотребления свободой массовой информации не устранены, Роскомнадзор готовит в адрес Интернет - СМИ предупреждение в порядке, предусмотренном статьей 16 Закона. Если в течение одного года Интернет - СМИ были вынесены два предупреждения, Роскомнадзор направляет документы в суд на закрытие Интернет -СМИ.
В случае выявления сайтов, содержащих пропаганду наркотиков, информация направляется в правоохранительные органы для проведения оперативно-розыскных мероприятий (поиск держателя доменного имени через Регистратора, определение Провайдера на ресурсах которого располагается данный сайт) и направления дела в суд по вопросу закрытия сайта. Решение суда направляется Регистратору и Провайдеру. Регистратор исключает доменное имя из списка зарегистрированных сайтов, а провайдер закрывает доступ к сайту.
Данная схема «работает» только если сайт зарегистрирован у Российских регистраторов. В случае, если сайт зарегистрирован за рубежом, доступ к данному сайту полностью на всей территории Российской Федерации не может быть закрыт вследствие того, что интернет на сегодняшний день может распространяться и через спутники.
III вопрос: «Об эффективности применения положений ч. 5 ст. 73 УК РФ в части организации и контроля за исполнением решений суда об обязательном прохождении курса лечения от наркомании условно осужденными наркозависимыми в Республике Татарстан»
Суды Республики Татарстан достаточно широко используют в отношении условно осужденных меры воздействия, предусмотренные ч.5 ст.ст.73 УК РФ.
ч5. ст.73 УК РФ Суд, назначая условное осуждение, может возложить на условно осужденного исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи. Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.
Контроль за исполнением условно осужденными обязанностей, возложенных судом, согласно ст. 187 Уголовно-исполнительный кодекс РФ (далее - УИК РФ), возлагается на инспекции по месту жительства осужденного.
Большинство осужденных, на которых возложена дополнительная обязанность пройти курс лечения от наркомании, являются лицами, длительное время употребляющими наркотические средства и неоднократно проходившими лечение от наркомании, как по приговору суда, так и по своей инициативе.
В случае систематического неисполнения или злостного неисполнения осужденным своих обязанностей суд по представлению инспекции может принять решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.
По данным УФСИН России по РТ за 9 месяцев 2011 года на учет уголовно-исполнительной инспекции (далее–инспекция) поставлено 146 осужденных, имеющих обязанность пройти курс лечения от наркомании, что составляет 6,6 % от числа всех осужденных за совершение наркопреступлений (2215 чел.).
В настоящее время прошли или проходят курс лечения 144 (АППГ- 98) осужденных (с учетом получивших направления в 2010 году). Сотрудниками инспекции вынесено 11 предупреждений об отмене условного осуждения за невыполнение обязанности пройти курс лечения от наркомании, отменено условное осуждение по тем же основаниям 3 осужденным. Необходимость применения к условно осужденному положений части 5 ст. 73 УК РФ направлена на снижение числа совершенных данной категорией осужденных повторных преступлений, а также избавление от наркотической зависимости, которая способствовала совершению преступления.
IV вопрос: «Об организации работы по недопущению нахождения на территории Республики Татарстан иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков»
В последние годы в Республику Татарстан прибывает значительное количество иностранных граждан. Нарушения миграционного законодательства и, как следствие, отсутствие легальных источников дохода, способствуют вовлечению иностранных граждан в деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков. В 2011 году правоохранительными органами за потребление наркотических средств без назначения врача (ч.2 ст.6.9 КоАП РФ) к административной ответственности с последующим выдворением привлечены 9 иностранных граждан.
Управлением ФСКН России по РТ совместно с МВД по РТ и УФМС России по РТ выработан алгоритм действий в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Сотрудники правоохранительных органов при выявлении иностранного гражданина, либо лица без гражданства, совершившего вышеуказанное правонарушение, составляют материал и направляют его в суд.
Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации выносится только судьей или должностным лицом пограничных органов. Исполнение проводится сотрудниками органов внутренних дел или пограничными органами путем официальной передачи (с соблюдением необходимых процедур и формальностей) иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей соответствующего иностранного государства либо контролируемого (т.е. под надзором исполнителя) выезда из Российской Федерации упомянутых физических лиц.
Меры по повышению эффективности работы по данному направлению неоднократно рассматривались на совместных оперативных совещании правоохранительных органов.
14 октября 2011 года вопрос «О состоянии работы по выявлению и пресечению наркопреступлений, совершаемых иностранными гражданами, в Республике Татарстан» рассмотрен на выездном заседании Ассамблеи народов Татарстана с участием председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина и руководителей заинтересованных министерств и ведомств.
В целях выявления иностранных граждан, причастных к незаконному обороту наркотиков, правоохранительными органами ежеквартально проводятся оперативно-профилактические мероприятия «Нелегальный мигрант». В ходе совместных рейдов иностранных граждан, причастных к незаконному обороту наркотиков, не выявлено.
______________