1. "Каравон"
Праздник « Каравон» в селе Никольское ведет свою историю с 16 века до пятидесятых годов 20 века, пока не пришло время запрещения народных праздников как религиозных.
Село, названное в честь одного из самых чтимых на Руси чудотворцев, издревле отмечало свой престольный праздник широко, щедро, раздольно. Вот как чествовали "Николу вешнего" - 22 мая - в дореволюционные времена: "Последними весенними хороводами считаются Никольские. Для празднования Николы званые гости съезжаются с вечера и принимаются с почетом, поклонами и просьбами пировать на празднике. Целое селение складывается на мирской сбор - поставить угоднику мирскую свечку, сварить браги, щей, лапши, напечь пирогов для званых гостей. Званые гости уезжали с лошадьми в ночное, где пиршества продолжались до утра, с песнями и плясками..."
Хоровод, исполняемый особым ходом танцующих в сопровождении своеобразных напевов, называется по местному "каравон". Слово, от которого, кажется, веет самой древностью. Каждый каравон имел свои три песни, которые исполнялись по три раза три дня подряд. В Никольском - это долгие, протяжные "Как по морю", "При долу", "Как по речке".
Связь времен особенно чувствуется, когда по завершении праздника все встают в один большой хоровод. Есть предположение, что само слово "каравон" - не что иное, как "хоровод" на одном из старорусских наречий. По старинной традиции, соединившись мизинцами, все участники, от мала до велика, идут особым, "каравонным" шагом. Шаг - правой ногой, затем приставили левую - круг сжался. Затем приставили левую - круг сжался. Эти нехитрые шаги в едином кругу создают полное ощущение отрешенности от времени, словно весь мир сжимается до пределов этого пульсирующего круга, где все объединены одним порывом. Во время хоровода обязательно поются три вышеназванные песни. Именно в таком порядке и три раза подряд в течение трех дней. Песни эти очень протяжные и, как может вначале показаться, даже заунывные. Но они словно что-то пробуждают в душе, заставляя вспомнить давно ушедшее ощущение из прошлого. Настолько далекого, что даже и не знаешь, откуда берется этот напев. И тут же осознаешь не только свою принадлежность к этому кругу, но и то, что каждый участник является уникальным носителем древнего наследия
Известный московский фольклорист А.С.Кабанов, дважды побывавший в Никольском в 1990 году, утверждал, что эта традиция идет из глубины веков, а в наших краях - с XVI века. Впервые « Каравон» - праздник русской фольклорной песни - провели в наше время на Троицу в 1988 году. Сначала проводили своими силами, а с 1992 года праздник приобрел статус фольклорного фестиваля. Так и повелось с тех пор - собираются на центральной улице все от мала до велика, приезжают участники и гости. Ежегодно разноцветный, гомонящий перепляс привлекает к себе все новых участников. О популярности фестиваля говорит то, что с каждым годом растет количество фольклорных коллективов, желающих принять участие в "Каравоне".
Конечно, без поддержки Министерства культуры РТ и Лаишевского муниципального района этот проект не смог бы приобрести такой размах. В 2003 году Указом Президента Республики Татарстан праздник приобрел республиканское значение, а с 2009 года - статус Поволжского фестиваля.
2. О социальной защите детей, подростков и их семей через повышение качества работы специалистов экстренной психологической помощи «Детские телефоны доверия»
17 мая – Международный День детских телефонов доверия!
Первый телефон доверия появился в 1953 году. Англичанин Чад Вара напечатал в газете свой номер телефона и предложил звонить людям в любое время, если в их жизни возникают сложности, с которыми они не в состоянии справиться: когда они одиноки, растеряны или думают о том, чтобы покончить с жизнью. Он и не предполагал, что на него обрушиться лавина звонков. Главное, что он понял, общаясь с людьми, - все звонившие, прежде всего, нуждались в дружеской помощи.
Сейчас в мире существует целая сеть служб экстренной помощи по телефону. Это популярный и широко известный вид профессиональной психологической помощи. Помощь оказывается бесплатно и анонимно. На детских телефонах доверия работают специально обученные специалисты-психологи. На некоторых телефонах доверия могут работать даже прошедшие специальное обучение подростки – туда звонят ребята, которым проще поговорить о наболевшем со сверстником, чем со взрослым.
В Республике Татарстан на основании Соглашения между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г.Москва), и Правительством Республики Татарстан от 24.08.2010г. № 8/03 об обеспечении деятельности на территории Республики Татарстан телефона доверия (службы экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером, в Республике Татарстан функционируют 5 детских телефонов доверия, подключенных к единому общероссийскому телефонному номеру, установленных в следующих социальных учреждениях:
Муниципальное учреждение города Казани «Комплексный центр социального обслуживания детей и молодежи «Доверие»;
Центр экстренной психологической помощи «Телефон доверия» Муниципального учреждения «Управление по делам молодежи и спорту исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан»;
Государственное бюджетное учреждение «Центр социально-психологической помощи населению Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «Ариадна» в Елабужском муниципальном районе»;
Муниципальное учреждение «Центр экстренной психологической помощи «Молодежный телефон доверия» (г. Набережные Челны);
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования «Шанс – Омет» (г. Елабуга).
Ответственным координатором по Республике Татарстан определено Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
Все телефоны доверия действуют на основании Уставов.
Во всех 5-ти учреждениях для работы детских телефонов доверия, подключенных к единому общероссийскому телефонному номеру 8-800-2000-122, предоставлены оборудованные изолированные помещения для работы консультантов телефона доверия. Кабинеты оснащены необходимой мебелью, оргтехникой, телефонными аппаратами с двумя трубками.
В Республике Татарстан обеспечена возможность обращения на детский телефон доверия воспитанников интернатных учреждений (дети имеют личные мобильные телефоны, информация о номере телефона доведена до сведения). На сайте министерств и ведомств республики (www.mon.tatar.ru, www.mtsz.tatar.ru и т.д.) размещен баннер, информирующий о детском телефоне доверия, о телефонах психологических центров, работающих в системе образования республики.
Информация, поступающая на детский телефон, используется в деятельности министерств при определении стратегии и тактики в решении проблем детского и семейного неблагополучия.
На случай особо кризисных звонков в кабинете телефона доверия есть номера и адреса всех кризисных центров и служб муниципального района, а также соседних муниципальных районов (если клиент не хочет обращаться к специалистам в своем городе).
Проблему в отсутствии утвержденного порядка межведомственного взаимодействия отмечает только Муниципальное учреждение города Казани «Комплексный центр социального обслуживания детей и молодежи «Доверие». Это связано с тем, что в столице проживают более миллиона жителей и существует трудность в координации всех заинтересованных служб.
В ситуации с федеральным телефоном звонят из всех муниципальных образований Республики Татарстан, субъектов Российской Федерации, трудно определить, куда направить позвонившего ребенка, поэтому Министерством образования и науки Республики Татарстан начата разработка справочника служб реагирования, объединяющего службы Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, социальной защиты, здравоохранения и образования. Это поможет консультантам направлять детей и подростков в конкретные службы. Но в ситуации звонков из городов Российской Федерации нужна электронная база по России.
5 детских телефонов доверия, подключенных к единому общероссийскому телефонному номеру, активно приступили к работе в сентябре 2010 года.
Всего за 2010 год (начиная с сентября месяца) на данные линии поступило 8896 звонков, за I квартал 2011 года – 8024 звонков. Ежеквартально данная статистика предоставляется в Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.