Пресс-релиз
Совещание по защите региональных программ развития
жилищного строительства до 2015 года субъектами Российской Федерации
Проводит министр регионального развития Российской Федерации
Басаргин Виктор Федорович
Принимает участие Президент Республики Татарстан
Р.Н.Минниханов
24.09.2010
«О республиканской целевой программе «Развитие жилищного строительства
в Республике Татарстан в 2011-2015 гг.»
г. Москва, 24 сентября 2010 года
Министерство регионального развития
Российской Федерации
Задача, которая поставлена Правительством Российской Федерации по повышению доступности жилья для населения страны и по выходу к 2020 году на ежегодный объем его ввода в 1 кв. метр на одного проживающего, является одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития России на ближайшую перспективу.
С учетом необходимости достижения этого показателя в Республике Татарстан разработана республиканская программа развития жилищного строительства на 2011-2015 годы, которой предусматривается ежегодный рост объемов строительства жилья не менее 5% от достигнутого уровня в 2011-2013 годах, а с 2014 года - 10%-ный рост.
Для интенсивного развития жилищного строительства республика имеет необходимые первоначальные условия:
- в республике достаточно сильный строительный комплекс и база строительной индустрии;
- большинство крупных городов и муниципальных образований имеют разработанные документы территориального планирования;
- реализованные в республике программы газификации населенных пунктов и строительства межселенческих автомобильных дорог, программа «Свой дом»;
- реализованная программа ликвидации ветхого жилья, благодаря которой 49 125 семей получили новое жилье бесплатно;
- действующая с 2005 года программа социальной ипотеки, по которой граждане с низкими доходами, состоящие в очереди на улучшение жилищных условий на предприятиях республики и в органах местного самоуправления, покупают жилье в рассрочку платежей на срок до 28,5 лет под 7% годовых. Стоимость жилья по этой программе составляет не более 23,5 тыс. рублей за 1 кв. метр.
При разработке Программы на 2011-2015 годы, учитывалась необходимость применения комплексного подхода, затрагивающего как предложение, так и спрос на рынке жилья. Поэтому в Программе четко определены основные приоритеты развития жилищного строительства в республике:
1. Точки роста жилищного строительства – это освоение территорий агломераций крупных городов республики (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Альметьевск) в единых градостроительных решениях, позволяющих оптимизировать процессы обеспечения территорий коммунальной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктурами, размещения производительных сил.
2. Акцент государственной поддержки – социальная ипотека, проекты комплексного освоения территорий, индивидуальное жилищное строительство, модернизация производств предприятий промышленности строительных материалов.
3. Развитие классической ипотеки – за счет внедрения проектов, стимулирующих строительство (программа «Стимул» по кредитованию застройщиков) и спрос (новые ипотечные продукты АИЖК).
4. Снижение административных барьеров. В этом вопросе проводится масштабная работа по внедрению в рамках «Электронной России» системы выдачи разрешений на строительство и получения заключений государственной вневедомственной экспертизы – и федеральной, и республиканской, - в электронном виде. Кроме того, нами совместно с другими регионами Приволжского федерального округа подготовлен целый ряд предложений, которые по результатам проведенной 14 сентября 2010 года межрегиональной конференции Всероссийской партии «Единая Россия» в г. Нижнем Новгороде с участием Владимира Владимировича Путина направлены в Правительство Российской Федерации.
5. Внедрение типовых проектов строительства жилья, дорог, объектов социальной сферы в рамках государственных программ.
6. Выполнение социальных гарантий и обязательств перед защищенными категориями населения по приобретению жилья.
Поддержка платежеспособного спроса на жилье будет обеспечиваться, прежде всего, за счет предоставления субсидий молодым семьям, специалистам АПК, проживающим в сельской местности, государственных жилищных сертификатов отдельным категориям граждан, пролонгацией механизма социальной ипотеки и дополнительными мерами и ипотечными продуктами в рамках взаимодействия с АИЖК. В рамках Программы в будущем году будет завершена масштабная работа по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
В качестве поддержки самого строительства будут реализованы следующие меры:
1) Обеспечение жилищного строительства земельными участками, в том числе находящимися в федеральной собственности – в рамках взаимодействия с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства;
2) Поддержка инфраструктурного развития площадок комплексного освоения территорий в рамках ФЦП «Жилище» (субсидии на погашение процентной ставки по кредитам на строительство инженерных сетей, субсидии на строительство автодорог, детских садиков и школ).
3) Поддержка развития коммерческого строительства жилья эконом-класса, в том числе путем:
- реализации программы «Стимул» по кредитованию застройщиков;
- заключения контрактов с Министерством обороны Российской Федерации по обеспечению жильем военнослужащих, увольняемых из рядов Вооруженных сил Российской Федерации;
- строительства нового жилья для граждан, переселяемых из аварийного жилого фонда.
Реальной точкой роста жилищного строительства являются проекты комплексного освоения и развития территорий. В рамках нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Республике Татарстан их реализуется свыше 20. Те меры, которые были заложены в ФЦП «Жилище», дали возможность проектам обеспечить серьезный выход жилья и планируется, что их доля в общем вводе жилья по республике будет на уровне 15-30 %.
Но в отношении масштабных проектов – такие меры поддержки не достаточны и прежде всего – в части объектов коммунальной инфраструктуры. Поэтому планируется активно сотрудничать с Внешэкономбанком на примере отдельных пилотных проектов – для привлечения инвестиций в инфраструктуру (и коммунальную, и производственную), работать с сетевыми компаниями, эксплуатирующими объекты коммунальной инфраструктуры по включению их строительства в инвестиционные программы, программы комплексного развития инфраструктуры муниципалитетов и обеспечивать их отражение в тарифах.
Вместе с тем, для средних и мелких предприятий ЖКХ участие в проектах комплексного освоения территорий должно строиться на иных условиях, которые позволят им привлечь «длинные» деньги, и для этого необходимо на уровне Правительства Российской Федерации определить отдельный институт развития. Предложения по данному вопросу нами также переданы в Правительство.
В Программе учтены средства, направляемые непосредственно на строительство новых объектов коммунальной инфраструктуры, то есть ввод новых мощностей. Модернизация существующих инженерных сетей предусматривается разрабатываемой в настоящее время республиканской программой комплексного развития объектов коммунальной инфраструктуры (ПКР).
Таким образом, выполнение мероприятий Программы ориентировано в том числе и на взаимодействие с основными институтами развития, определенными государством: АИЖК, Фонд содействия развитию жилищного строительства, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Внешэкономбанк. Ориентировочный объем инвестиций в мероприятия с их участием составляет в сопоставимых ценах 33,6 млрд. рублей.
Со своей стороны в региональной программе заложен ряд инициатив:
1. Расширение функций Государственного резервного фонда земель для подготовки земельных участков к застройке. Этот фонд был создан ранее в республике для обеспечения земельными участками строительства жилья по социальной ипотеке.
2. Внедрение системы оказания государственных услуг по экспертизе, выдаче разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию в электронном виде, что позволит существенно сократить сроки согласования и стоимость строительства, и повысить прозрачность всего инвестиционно-строительного процесса.
3. Предоставление субсидий на возмещение части %-ной ставки по кредитам, привлекаемым для создания/модернизации производств промышленности строительных материалов.
4. Поддержка индивидуального жилищного строительства путем выделения средств бюджета на строительство подводящих инженерных сетей и автодорог;
5. Дополнительно планируется апробировать пилотные механизмы развития жилищных строительных кооперативов, стройсберкасс, а также создания фонда жилья социального найма и маневренного фонда.
Основными итогами реализации Программы должны стать:
- ввод 12 млн. кв. метров жилья;
- улучшение жилищных условий более 240 тыс. семей, проживающих в республике;
- обеспеченность жильем населения республики – 25,6 кв. м на человека;
- годовой ввод жилья на 1 человека – на уровне 0,73 кв. м;
- улучшение коэффициента доступности жилья до 3 лет;
- увеличение доли семей, имеющих возможность приобрести стандартное жилье, до 35-36 %.
Смотреть полный текст
назад