Пресс-релиз
Заседание КЧС и ПБ РТ по тематике: «О дополнительных мерах по обеспечению пожарной безопасности на территории Республики Татарстан в период прохождения аномально высоких температур и ограничения водоснабжения»
Главным управлением МЧС России по Республике Татарстан при поддержке Правительства республики разработан и осуществляется комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов Республики Татарстан в весенне-летний период.
Так, распоряжением Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и МЧС Республики Татарстан от 10.03.2010г. №16/15 утвержден соответствующий план мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов экономики и населенных пунктов в весенне–летний пожароопасный период, в части которого главам муниципальных образований были направлены соответствующие предложения по укреплению противопожарной защиты населенных пунктов.
Как вы помните уважаемые коллеги, на заседании Республиканской Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности 21 апреля текущего года мы рассматривали вопросы состояния пожарной безопасности объектов и населенных пунктов в весенне-летний пожароопасный период.
С учетом складывающейся обстановкой с пожарами Кабинетом Министров Республики Татарстан в период с период с 24 апреля по 15 мая 2010 года на всей территории республики был введен особый противопожарный режим (распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.04.2010 г. №614-р «Об усилении пожарной безопасности на территории Республики Татарстан в весенне-летний период»).
В течение данного периода осуществлен широкий комплекс превентивных мероприятий в части предупреждения пожаров, в том числе было создано 1117 патрульных групп в сельских населенных пунктах из числа сотрудников ОВД, жилищно-комунальных предприятий, должностных лиц и граждан сельских поселений, членов ДПО, где было задействовано 2467 человек. В обязанности данных патрульных групп входило в первую очередь предотвращение фактов возгорания сухой травы в сельских населенных пунктах и в их близи, выявление случаев возгорания сухой травы, задержание виновных и принятие к ним мер административного воздействия. И как результата данными патрульными группами было предотвращено более 500 загораний сухой травы вблизи жилых строений. В том числе проведено более 2000 профилактических проверок и мероприятий по надзору населенных пунктов и объектов, расположенных в сельской местности и за имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности к административной ответственности привлечено 1590 должностных, юридических лиц и граждан.
Приняты меры по обесточиванию на летний период энергоснабжения животноводческих комплексов.
Организован контроль за выполнением противопожарных мероприятий в полосах отвода автомобильных и железных дорог, линий электропередач и связи, магистральных нефте- и газопроводов.Кроме того, во взаимодействии со средствами массовой информации проведены пропагандистские мероприятия среди населения.
На выполнение противопожарных мероприятий в населенных пунктах республики реализовано 85 млн. 653 тыс. рублей, что в свою очередь позволило, выполнить
Вместе с тем, несмотря на то, что в целом по республике наблюдается снижение на 1,24% количества пожаров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 1778 в 2009 году до 1756 в 2010 году и снижение на 1,44% гибели людей на пожарах с 139 в 2009 году до 137 в текущем году, то количество загораний в республике увеличилось на 1,35% с 5037 в 2009 году до 5105 в 2010 году.
Кроме того, хочу отметить, что в 22 муниципальных образованиях республики отмечается рост количества пожаров и в 9 из них также и рост гибели людей на пожарах (Альметьевский район рост пожаров на 60% с 45 до 72 и гибели людей на них на 20% с 5 до 6; Верхнеуслонский – рост пожаров на 33,3% с 30 до 40 и гибели людей в 3 раза с 0 до 3; Елабужский - рост пожаров на 6,67% с 30 до 32 и гибели людей в 2,5 раза с 2 до 5; Лаишевский- рост пожаров на 8,93% с 56 до 61 и гибели людей в 2 раза с 2 до 4; Менделеевский - рост пожаров на 16,67% с 12 до 14 и гибели людей в 2,5 раза с 2 до 5; Нурлатский - рост пожаров на 29,41% с 17 до 22 и гибели людей в 2 раза с 0 до 2; Сармановский - рост пожаров в 2 раза с 8 до 16 и гибели людей в 2 раза с 2 до 4; Кировский - рост пожаров на 9,84% с 61 до 67 и гибели людей в 7 раза с 1 до 7; Электротехническая префектура - рост пожаров на 21,05% с 19 до 23 и гибели людей с 0 случаев до 1).
Не смотря на предпринимаемые меры в обеспечении пожарной безопасности населенных пунктов республики, к сожалению, имеются отдельные проблемы.
Так, в настоящее время 235 (7,6% от общего количества) населенных пунктов республики не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением. Особенно актуальна данная проблема в Высокогорском районе, где 28 населенных пунктов не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением, Чистопольском – также в 28 населенных пунктах, Спасском – 26, Мамадышском - 24, Зеленодольском – 16, Актанышском – 13, Бугульминском – 9.
В недостаточной мере в отдельных муниципальных районах республики ведется работа по устройству пирсов у имеющихся естественных и искусственных водоемов в населенных пунктах, что в свою очередь осложняет работу пожарных подразделений по отбору (забору) воды пожарной техникой из имеющихся водоисточников, а порой делает ее невозможной. Так, в настоящий момент требуется в 137 населенных пунктах республики оборудовать естественные и искусственные водоемы пирсами, из них 21 населенный пункт Нижнекамского района, 15 –Чистопольского, 12 – Ютазинского, 10 – Высокогорского районов и т.д.
Из-за несвоевременного обслуживания выявлены факты неисправности имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения, т.е. как говориться «Не бережем что имеем». Так, в Актанышском районе из 30 пожарных водоемов неисправны 10 (33%), в Мамадышском районе из 68 неисправны 18 (26,4%), в Пестречинском из 26 неисправны 7 (26,9%), в Чистопольском из 32 неисправны 16 (50%), в Ютазинском районе из 7 неисправны 3 (35%).
1749 (56,76% от общего количества) населенных пунктов республики не обеспечены пожарными мотопомпами, а применение данной техники как раз направлено на тушение пожаров добровольными пожарными формированиями до прибытия Государственной противопожарной службы. Более того, данную технику можно широко использовать в и других ситуациях не связанных с пожаром.
До настоящего времени 289 (9,4%) населенных пунктов не обеспечены дорогами с твердым покрытием (Рыбно-Слободский район – 42 населенных пункта, Тетюшский – 33, Мамадышский – 30, Высокогорский, Зеленодольский и Кайбицкий районы – по 20 населенных пунктов и т.д.), что безусловно сказывается на времени прибытия пожарных подразделений к месту вызова, а в весеннюю распутицу и вовсе делает невозможным прибытие пожарных подразделений к месту вызова.
Уважаемые участники заседания, много примеров пожаров, когда огнем полностью уничтожался населенный пункт. Безусловно, наибольшей угрозе в данном случае как раз подвержены населенные пункты, расположенные в лесных массивах. У нас в республике по нашим данным насчитывается 192 таких населенных пункта. Что бы не допустить подобных пожаров необходимо осуществление целого комплекса пожарно-профилактических мер.
К сожалению и здесь имеются существенные недостатки, Так, 98 населенных пунктов не оборудованы устройствами звуковой сигнализации с целью оповещения людей на случай пожара, 55 населенных пунктов не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением, на начало пожароопасного периода в 62 населенных пункта отсутствовала минерализованная полоса, разделяющая населенный пункт от лесного массива. Здесь хотелось бы привести небольшой пример, в населенном пункте Новый Кокшан Менделеевского района, расположенного в близи лесного массива, минерализованная полоса была выполнена в конце мая текущего года.
При этом проведенные в текущем году проверки исполнения законодательства в области пожарной безопасности в муниципальных образованиях республики выявили, что не в полной мере главами муниципальных образований реализуются первичные меры пожарной безопасности, а именно:
- в 8 муниципальных образованиях до настоящего времени не разработаны и не утверждены перспективные целевые программы в области пожарной безопасности;
- не принимаются меры по созданию добровольных пожарных формирований в населенных пунктах;
- не всегда организовывается обучение населения мерам пожарной безопасности;
- не регламентированы муниципальными нормативными актами вопросы обеспечения пожарной безопасности;
- в ряде населенных пунктах отсутствуют противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями;
- допускается загромождение проездов как к населенным пунктам так и к источникам наружного противопожарного водоснабжения.
Несмотря на осуществленный серьезный комплекс пожарно-профилактических мероприятий, со стороны отдельных глав сельских поселений и руководителей объектов допускаются элементарное пренебрежение к требованиям пожарной безопасности и это несмотря на то, что в настоящее время в республике установилась засушливая погода, которая в свою очередь повышает риск возникновения пожаров.
И в качестве примера, хочу привести последний случай пожара, заслуживающий нашего внимания, произошедший 28 июня 2010 года в дачном некоммерческом товариществе «Ветеран труда-16», расположенного в зоне отдыха «Зеленый бор» Лаишевского района. В результате пожара сгорело 22 дачных дома. Предварительно причиной пожара послужило сжигание мусора на одном из дачных участков. Данной ситуации способствовало несколько причин, первое – это отсутствие разрывов между дачными домами, отсутствие дороги к дачному обществу с твердом покрытием и проездов в самом садовом обществе, необеспеченность источниками противопожарного водоснабжения.
Благодаря принятым мерам подразделениям пожарной охраны удалось предотвратить переход огня на соседние дачные домики некоммерческого товарищества и на лесной массив, так как между садовыми обществами отсутствуют нормативные противопожарные расстояния.
Подобных примеров достаточно, так факты уничтожения огнем двух и более жилых строений имели место в текущем году в Апастовском, Зеленодольском и Спаксском муниципальных районах республики.
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан Р Е Ш И Л А:
1. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (Хабибуллин Р.З.):
осуществить разработанный комплекс пожарно-профилактических мер направленных на снижение количества пожаров в летний период;
организовать освещение проводимых мероприятий и проблемных вопросов в обеспечении пожарной безопасности населенных пунктов, садовых обществах и других мест массового отдыха граждан, жилищного фонда в печатных средствах массовой информации, на теле- и радиоканалах;
обеспечить информирование населения о мерах пожарной безопасности в быту;
оказать методическую помощь органам местного самоуправления по изготовлению агитационных и пропагандистских материалов на противопожарную тематику (памяток, экспресс-информаций) и организовать распространение среди населения с использованием возможностей почтовой связи, жилищных организаций, работников социальной защиты населения, участковых уполномоченных милиции.
2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан обеспечить в подведомственных организациях (Ахметов М.Г.):
обеспечить организацию круглосуточного дежурства добровольных пожарных формирований сельскохозяйственных предприятий с выездной пожарной техникой в период проведения уборочной компании;
в период проведения уборочной компании усилить контроль за оборудованием сельхозтехники искрогасителями, обеспеченностью первичными средствами пожаротушения;
принять меры по опашке полей в местах их прилегания к лесным и торфяным массивам, степной полосе, автомобильным и железнодорожным дорогам полосой шириной не менее
принять меры по устройству запруд, подъездов к искусственным водоемам, а также оборудованию водонапорных башен устройствами для забора воды пожарной техникой и ремонту водоисточников противопожарного водоснабжения.
3. Министерству образования и науки Республики Татарстан (Гильмутдинов А.Х.) организовать ведомственный контроль за проведением в общеобразовательных учреждениях ремонтных работ с целью недопущения возникновения загораний.
4. Рекомендовать Главному управлению МЧС России по Республике Татарстан (Хабибуллин Р.З.):
согласно графику проверок на 2010 год и в установленные сроки ранее выданных предписаний Государственного пожарного надзора организовать и провести проверки населенных пунктов, садовых обществ и других мест массового отдыха граждан, жилищного фонда муниципальных образований;
принять участие в проведении сходов граждан в части информирования населения в области пожарной безопасности;
задействовать систему «Оксион» в вопросах пропаганды мер пожарной безопасности среди граждан;
5. Комиссиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан:
обеспечить выполнение требований статьи 76 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части соблюдения нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны к населенным пунктам, путем создание добровольных пожарных формирований населенных пунктах;
создать профилактические группы, куда включить сотрудников социальных служб, попечительских советов, органов внутренних дел, сотрудников Государственной противопожарной службы, жилищно-комунальных организаций и представителей органов местного самоуправления;
силами профилактических групп организовать проверки садовых обществ, жилых домов с проведением разъяснительной работы среди граждан, обсуждение результатов проверок на сходах граждан;
не допускать сжигания мусора и травы на территории населенных пунктов, предприятий и индивидуальных приусадебных участков;
обновить минерализованные полосы для защиты населенных пунктов и объектов экономики от ландшафтных пожаров, очистке территории от мусора и сухостоя;
осуществить комплекс мероприятий по организации круглосуточного дежурства членов добровольной и муниципальной пожарной охраны с пожарной техникой;
организовать привлечение водо-поливочной и другой приспособленной для пожаротушения техники для тушения пожаров;
принять дополнительные меры по противопожарному водоснабжению населенных пунктов и объектов;
обеспечить организацию патрулирования в ночное время в населенных пунктах, дачно-строительных кооперативах и садоводческих обществах;
обеспечить установку на территории сельских населенных пунктов средств звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара;
организовать в средствах массовой информации соответствующее информационное обеспечение граждан;
еженедельно на совещаниях с руководителями заинтересованных служб рассматривать вопрос состояния пожарной безопасности населенных пунктов и жилого фонда;
на ближайшем заседании районной Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности рассмотреть вопросы состояния пожарной безопасности населенных пунктов.
6. Рекомендовать Республиканскому агентству по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» (Муратов М.Я.) оказать содействие в информационном обеспечении населения республики в вопросах соблюдения требований пожарной безопасности в быту и на объектах с массовым пребыванием людей.
7. Контроль исполнения настоящего решения возложить на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (Р.З. Хабибуллин).