Пресс-релиз
к внеочередному заседанию КЧС и ПБ РТ по обеспечению безопасности населения на водных объектах Республики Татарстан
Реки, водохранилища, пруды и озера занимают около 7% всей территории. На берегах и акваториях рек, водохранилищ и других водоемов летом происходит массовый отдых населения Республики Татарстан. В настоящее время на водоемах Республики Татарстан сложилась достаточно напряженная обстановка в связи с аномальной жаркой погодой.
С начала 2010 года на водных объектах Республики Татарстан утонули 46 человек (за АППГ 2009 года - 60), из них 6 детей (за АППГ 2009 года - 4).
С начала купального сезона, т.е. с 1 июня 2010 года, утонули 27 человек (за АППГ 2009 года - 39), из них 4 детей (за АППГ 2009 года - 3).
Основными причинами гибели людей на водных объектах республики являются:
1. Аномально жаркая погода в течение купального сезона;
2. Отсутствие должного внимания и контроля со стороны взрослых и родителей;
3. Купание и рыбалка в состояние алкогольного опьянения;
4. Недостаточное внимание со стороны руководства муниципалитетов к организации работы по обеспечению безопасности населения в местах массового отдыха.
5. Личная недисциплинированность и самонадеянность.
Это уже ставшие традиционными формулировки.
Но необходимо в анализе пойти глубже, выявить, что способствует гибели на воде? Соотнести имеющуюся нормативную базу с реалиями жизни.
На уровне Республики Татарстан полностью разработана новая нормативная база, регулирующая отношения, касающиеся вопросов обеспечения безопасности на воде.
Для справки:
Закон №70-ЗРТ от 26.12.2009г. «О внесении изменений в Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях», предусматривающий применения мер административного принуждения в отношении физических, юридических и должностных лиц, нарушающих правила охраны жизни людей на водных объектах. «Правила охраны жизни людей на водных объектах, расположенных на территории Республики Татарстан), утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.04.2009г. № 256.
На федеральном уровне давно уже действует Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации.
А вот как исполняются пункты его статей, касающиеся вопросов обеспечения безопасности людей на водных объектах?
Эти вопросы отнесены законам к вопросам местного значения.
Значит, вектор ответственности направлен в муниципальные образования.
Без органов местного самоуправления данная проблема неразрешима в принципе. Во всех муниципальных образованиях приняты различного рода муниципальные правовые акты по данным вопросам – например по подготовке к купальному сезону. Вывешиваются аншлаги с запретами купания, проводится работа со СМИ. Конечно, это необходимая работа. Хотя в этом году по данным ГИМС их выставлено всего 5. В масштабах республики явно мало.
Но упускается целый пласт важнейшей деятельности.
Это – оборудование мест массового отдыха населения в соответствии с действующими «Правилами охраны жизни людей на водных объектах, расположенных на территории Республики Татарстан», утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.04.2009г. № 256.
А цифры неумолимо указывают на еще одну отрицательную тенденцию – сокращению числа пляжей в республике.
Количество вновь открытых мест массового организованного отдыха людей на водных объектах в 2010г. – 0 (ноль)!
В 2009г. было 70 пляжей, а в этом году их количество уменьшилось до 56. Уменьшение почти на 20%. А если посмотреть на то, что из этого количества допущено к эксплуатации всего половина - 28, то картина складывается тревожная.
Недостаточно организована работа по оборудованию пляжей, мест массового отдыха на водоемах в Зеленодольском, Нижнекамском, Лаишевском муниципальных районах, г.Казани, г.Набережные Челны. А все они, как говорится, стоят на большой воде.
Особенно высокая гибель на воде зафиксирована в следующих муниципальных районах:
3. Нижнекамский муниципальный район – утонули 3 человека;
4. Лаишевский муниципальный район – утонули 3 человека;
5. Альметьевский муниципальный район – утонули 3 человека.
И это несмотря на то, что Главным управлением МЧС России по Республике Татарстан направлено 86 писем, а Центром ГИМС МЧС России по Республике Татарстан 125 писем (всего - 211) главам администраций о необходимости организации работы в местах массового отдыха населения и информацию о требованиях, предъявляемых к ним.
Альметьевский муниципальный район – погибло на воде – 3 человека;
Лаишевский муниципальный район – погибло на воде – 3 человека;
Нижнекамский муниципальный район – погибло на воде – 3 человека;
г. Н. Челны – погибло на воде – 5 человек, в том числе гибель ребенка в зоне отдыха;
г. Казань – погибло на воде – 10 человек, в том числе гибель на пляже «Локомотив»;
Здесь совершенно необходимо использовать административный ресурс.
Места массового отдыха людей на воде хорошо известны. Необходимо при всех существующих трудностях изыскать возможности для их оборудования. Это могут быть муниципальные пляжи. Возможен другой путь – найти водопользователя (юридическое лицо, частный предприниматель). Главное – сократить количество так называемых диких пляжей.
А в отношении руководителей различного рода домов отдыха, санаториев, пансионатов, имеющих выход к воде и заявляющих, что у них нет пляжа «де-юре», применять весь арсенал доступных мер.
В местах массового отдыха людей на водных объектах целесообразно организовывать спасательные посты с оплатой их содержания из средств местного бюджета.
Надо учесть, что по многолетним наблюдениям больше 40% людей гибнет в различного рода прудах, озерах, обводненных карьерах.
Отсюда напрашивается вывод, что в сельских поселениях не уделяют должного внимания решению данной проблемы.
А ведь органы местного самоуправления сельских поселений как никто близки жителям конкретного населенного пункта и географически, и психологически.
Методов работы с населением достаточно много – сходы, собрания. Подключить преподавательские коллективы, участковых, просто активных и сознательных граждан. Проводить работу с общественными организациями, в том числе спортивными и религиозными.
В свою очередь силами и средствами МЧС (ГИМС, ПСС) проводится работа с организациями, являющимися водопользователями и использующими водные ресурсы в хозяйственной деятельности. (владельцы пляжей, баз отдыха, баз для стоянок маломерных судов).
Но как говорится, к каждому пруду инспектора ГИМС или аттестованного спасателя не приставишь.
Нужна работа на территориях, в муниципальных образованиях.
В любом случае обеспечение безопасности людей на воде начинается с берега и в данном случае полномочия разных органов исполнительной власти удачно дополняют друг друга.
Отсюда можно сформулировать задачи по вопросам обеспечения безопасности на водных объектах в купальный период 2010г.:
обеспечить соблюдение норм федерального законодательства и законодательства Республики Татарстан, при осуществлении совместной деятельности по вопросам организации безопасности людей на водных объектах;
продолжить работу по оборудованию мест массового отдыха населения на водных объектах органам местного самоуправления, а также организациям, территория которых имеет выход к водным объектам, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
усилить работу по организации тесного взаимодействия в вопросах работы с населением по профилактике и предупреждению гибели и травматизма людей на водных объектах между ГИМС, спасательными формированиями, органами местной власти, государственными, общественными и иными организациями;
активизировать работу со СМИ (средствами массовой информации) по вопросам безопасного поведения на воде.
Только общими усилиями всех заинтересованных сторон мы можем сохранить жизни и здоровье наших граждан на водных объектах
ИНФОРМАЦИЯ:
На сегодняшний день ГИМС МЧС России по Республике Татарстан проводит большую работу по обеспечению безопасности людей на водных объектах Республики Татарстан. Личный состав ГИМС работает в усиленном режиме.
Так, по состоянию на 24 июня 2010 года ГИМС МЧС России по Республике Татарстан проведено 487 патрулирований (за АППГ 2009 года - 496), составлено 497 протоколов (за АППГ 2009 года - 242). Как видно, рост административных правонарушений на воде в 2010 году увеличился в 2 раза. Также, в 2010 году большое внимание в области обеспечения безопасности людей на воде уделяется взаимодействию с МВД по Республике Татарстан и общественными формированиями, Прокуратурой Республики Татарстан. Было осуществлено совместных патрулирований с МВД – 197, с внештатными инспекторами ГИМС -10, с ОСВОД -29, со СМИ – 25.
Кроме того, ГИМС МЧС России по Республике Татарстан проводится профилактическая работа с населением. В 2010 году проведено с населением - 2188 занятий, где присутствовало 75044 человека. В целях профилактики гибели людей на воде организовано выступление в средствах массовой информации, всего 215 (за АППГ 2009 года - 164) из них: по телевидению – 104 выступления; радио – 34; публикаций в печати – 67; размещение на сайте – 10.
В купальный сезон 2010 года число пляжей сократилось. Из 70 пляжей, стоящих на учете в 2009 году, функционируют 55. По итогам технического освидетельствования 2010 года допущено к эксплуатации 28 пляжей.
Стоит отметить, что из 28 допущенных пляжей хуже организована работа в местах массового отдыха (пляжах):
1. Зеленодольский муниципальный район;
2. Нижнекамский муниципальный район;
3. Лаишевский муниципальный район.
Плохо организована работа по организации отдыха населения на воде в г. Казани, г. Набережные Челны.
Хорошо организована работа в местах массового отдыха (пляжах):
1. Чистопольский муниципальный район;
2. Тукаевский муниципальный район;
3. Бугульминский муниципальный район.
ПРОЕКТ решения КЧС и ПБ РТ
О мерах по обеспечению безопасности и предотвращению гибели людей
в период купального сезона 2010 года
Вопросы обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья являются неотъемлемой частью государственной политики.
На территории Республики Татарстан установилась аномально жаркая погода. Резко увеличилось число отдыхающих людей на водных объектах, что повлекло за собой гибель на них. Так с начала текущего года на водоемах республики уже погибло 46 человек, из них только в июне 27.
В целях предотвращения гибели людей на водных объектах Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан Р Е Ш И Л А:
1. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан совместно с Главным управлением МЧС России по Республике Татарстан (Р.З. Хабибуллин):
проанализировать состояние работы по обеспечению безопасности населения на водных объектах, профилактики и предупреждения гибели людей на воде, разработать и осуществить конкретные меры по сокращению количества гибели людей на воде, недопущению нарушений правил эксплуатации водных объектов;
обратить особое внимание на работу в детских оздоровительных лагерях, базах отдыха и местах с массовым пребыванием населения;
поддерживать в постоянной готовности оперативные группы из числа личного состава МЧС Республики Татарстан, ПСС Республики Татарстан для экстренного реагирования на происшествия на водных объектах;
организовать патрулирование спасателей, в том числе и на плавсредствах в местах массового отдыха населения на водных объектах республики.
организовать работу по:
доведению до населения правил безопасности на водоемах республики;
разъяснительной и профилактической работе среди населения в целях предупреждения и снижения гибели людей на водных объектах;
постоянному надзору и контролю за выполнением требований по обеспечению безопасности людей на пляжах и местах массового отдыха населения на водоемах;
участию в проведении рейдов и патрулирований по водным объектам совместно с инспекторами ГИМС спасателей, представителей органов внутренних дел (МВД), внештатных инспекторов ГИМС, представителей рыбо- и природоохраны.
2. Комиссиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан:
до 1 июля текущего года повторно проверить на соответствие требованиям постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.04.2009г. № 256 «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах, расположенных на территории Республики Татарстан» места массового отдыха населения на воде на территориях городских округов и муниципальных районов, закрепление их за руководителями организаций и предприятий;
потребовать от арендаторов и водопользователей принятия, необходимых мер по обеспечению безопасности жизни людей на используемых ими водных объектах. Ходатайствовать о разрыве договорных отношений с арендаторами и водопользователями, которые не выполняют правила обеспечения безопасности людей на водных объектах;
установить запреты на купание населения в местах, опасных для жизни и здоровья людей;
привлечь общественность для организации круглосуточного дежурства на водоемах;
развернуть работу по воссозданию на территории муниципальных образований первичных организаций Всероссийского общества спасания на водах;
активизировать работу со средствами массовой информации по доведению до населения информации о складывающейся обстановке и безопасному поведению на водных объектах с демонстрацией по каналам местного телевидения приемов и способов спасания тонущих граждан, правил оказания первой медицинской помощи;
вести агитацию и пропаганду отдыха граждан на официально открытых, оборудованных пляжах, где есть спасательные посты и медицинские работники;
за счет создания сервисной инфраструктуры мест массового отдыха населения, обеспечения транспортными средствами доставки повысить привлекательность оборудованных пляжей;
с целью предотвращения травматизма и гибели населения рассмотреть вопрос о запрете использования маломерных судов, водных мотоциклов в зонах купания населения, реализации спиртного и ограничении реализации всех видов напитков в стеклянной таре на пляжах и в местах массового отдыха;
организовать:
временные спасательные посты в местах массового купания населения, обеспечить их необходимыми первичными средствами спасания и назначить ответственных должностных лиц из числа сотрудников исполнительных комитетов;
совместные рейды территориальных подразделений Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан с целью контроля за безопасностью использования маломерных судов, водных мотоциклов в местах массового отдыха и пребывания населения на водоемах.
3. Министерству внутренних дел по Республике Татарстан (Сафаров А.А.) поручить городским и районным управлениям (отделам) внутренних дел по согласованию с исполнительными комитетами городских округов и муниципальных районов, организаций Республики Татарстан (владельцев объектов водопользования), на территории которых располагаются пляжи и сезонные спасательные посты, обеспечить постоянный контроль милицейскими нарядами обстановки в этих местах. Подключить к данной работе участковых инспекторов милиции.
4. Министерству здравоохранения Республики Татарстан (Фаррахов А.З.):
поручить районным отделам здравоохранения организовать деятельность медицинских постов в местах массового отдыха и пребывания населения на водоемах в летний период;
организовать разъяснительную работу среди населения по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях на воде.
5. Министерству образования и науки Республики Татарстан (Гильмутдинов А.Х.) организовать обучение детей дошкольного возраста, школьников и студентов правилам поведения на воде.
6. Рекомендовать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Морозов В.В.) усилить контроль за санитарным состоянием пляжей и пригодностью поверхностных вод для купания.
7. Рекомендовать Республиканской общественной организации «Общество спасания на водах Республики Татарстан» (Фазлеев С.М.) совместно с местной общественной организацией «Общество спасания на водах города Казани Республики Татарстан» (Коробицын А.Ю.):
продолжить патрулирование на водных объектах;
организовать взаимодействие с:
министерствами, ведомствами и организациями по вопросам пропаганды и содействия в обеспечении безопасности людей на водных объектах;
муниципальными образованиями по оказанию организационно-методической помощи в создании общественно-спасательных организаций.
___________________________________________________________-