Пресс-релиз
ИНФОРМАЦИЯ к внеочередному заседанию Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан в режиме видеоконференции
В зале совещаний Кабинета Министров присутствуют члены комиссии и приглашенные должностные лица. В студиях на местах присутствуют руководители исполнительных комитетов – председатели и члены КЧС муниципальных районов.
Тема: «О прохождении весеннего половодья на территории Республики Татарстан и дополнительных мерах по снижению негативных последствий паводкового периода».
Благоприятные условия температурного режима, положительные значения днем и отрицательные ночью дают основания полагать, что пик паводка удастся пройти без аварийных и чрезвычайных ситуаций.
Но это не является поводом для самоуспокоенности и благодушия. В течение одного дня ситуация может выйти из-под контроля. Обращаю особое внимание на это руководства районов заволжской зоны. У нас всегда была проблема на реках Свияга, Улема, Кубня и т.д. На востоке республики - реки Сюнь и Мензеля. На юге - Большая Сульча и Малый Черемшан. Нет необходимости озвучивать весь список проблемных рек, на местах знают это лучше нас.
Вызывали и вызывают озабоченность гидротехнические сооружения, имеются ввиду пруды. Мы сегодня послушаем несколько муниципальных районов, руководство которых не могли внятно доложить на заседании Комиссии 17 марта о проводимых работах по предотвращению возможных чрезвычайных ситуаций на прудах (не работают донные сливы, вода на зиму не была спущена, собственник пруда отсутствует и т.д.).
Прошу местные самоуправления обратить внимание на работу с населением. Зачастую ждут помощи спасателей, которые должны приехать за несколько десятков километров, а проблема заключается в том, что надо убрать несколько лопат снега.
О метеорологическом и гидрологическом прогнозе весеннего половодья 2010 года на территории Республики Татарстан доложит начальник Государственного учреждения «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан» Захаров Сергей Дмитриевич.
Слово для доклада «О прохождении весеннего половодья на территории Республики Татарстан и дополнительных мерах по снижению негативных последствий паводкового периода» предоставляется ИО заместителя министра МЧС РТ Суржко Николаю Владимировичу.
Обстановка на территории муниципальных районов, где имеются проблемные и нерешенные вопросы:
Неопорожненные пруды |
Дрожжановский район: Не опорожнены 4 пруда в районе Справочно: в н.п. Старое Дуваново (объем 650,0 тыс.куб.м.), Старые Какерли (90,0 тыс.куб.м.), Татарские Шатрашаны (176,0 тыс.куб.м.), Верхние Каракитяны (714,0 тыс.куб.м.). |
Заинский район: Не опорожнены 4 пруда в районе Справочно: в н.п. Зычебаш (объем 400,0 тыс.куб.м.), Бишево (375,0 тыс.куб.м.), Сармашбаш №2 каскадный пруд (317,5 тыс.куб.м.), Александровская Слобода (492,0 тыс.куб.м.) |
Сармановский район: Не опорожнены 4 пруда в районе Справочно: в н.п. Мур Баш (объем 400,0 тыс.куб.м.), н.п. Нарат Асты (245,0 тыс.куб.м.), н.п. Кавзияк (500,0 тыс.куб.м.), н.п. Саклов Баш (2400 тыс.куб.м.). |
Сабинский район: Не опорожнены 3 пруда в районе Справочно: в н.п. Сабабаш (объем 352,0 тыс.куб.м.), н.п. Арташ (объем 580,0 тыс.куб.м.), н.п. Богатые Сабы (объем 150,0 тыс.куб.м.). |
Тукаевский район: Не опорожнены 3 пруда в районе Справочно: в н.п. Пикашновка (объем 610,0 тыс.куб.м.), н.п. Мусабай завод (объем 238,0 тыс.куб.м.), н.п. Семекеево (129,0 тыс.куб.м.). |
Аварийное состояние пруда |
Бугульминский район Справочно: Результаты технического обследования пруда у н.п. Малая Бугульма свидетельствуют, что пруд объемом 1,5 млн.куб.м. находится в крайне аварийном состоянии: разрушены водосбросные сооружения и тело плотины пруда. |
Сооружения инженерной защиты |
г.Казань Дать оценку готовности насосных станций к паводку Справочно: Инженерная защита городка Казани введена в срок в 1957 году и предназначена для защиты территории города от негативного воздействия Куйбышевского водохранилища. Технологическое оборудование данного сооружения превысило нормативный срок эксплуатации в 2 раза. Из-за неудовлетворительного состояния оборудования образовалось 7 подтопляемых участков суммарной площадью около 70 кв. км., что составляет 15% территории города. В 2006г. Кабинетом Министров Республики Татарстан было направлено обращение руководителю Федерального агентства водных ресурсов Р.З. Хамитову о включении в перечень строек и объектов, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы на 2008-2010 годы реконструкции 7 насосных станций на сумму 572,8 млн. рублей. В 2009г. Президентом РТ было направлено обращение первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалову с предложением о долевом финансировании программных мероприятий по реконструкции объектов инженерной защиты Казани за счет средств федерального бюджета. |
Зеленодольский район, пос. Васильево Дать оценку готовности насосных станций к паводку Справочно: Первоочередные мероприятия по реконструкции гидротехнических защитных сооружений начались с 2008 года. По |
Нижнекамский район Дать оценку готовности Красно-Ключинской берегозащитной дамбы к паводку Справочно: Согласно акта обследования берегозащитной дамбы на р. Кама выявлено, что на 5 участках дамбы в связи с вымыванием грунта образовались пустоты, снижающие устойчивость дамбы. На участке длиной |
Защита низководных мостов |
Зеленодольский район Дать оценку готовности мостов к паводку Справочно: в районе имеет 11 низководных деревянных мостов. |
Дрожжановский район Дать оценку готовности мостов к паводку Справочно: в районе имеет 8 низководных деревянных мостов. Высокогорский район Дать оценку готовности мостов к паводку Справочно: в районе имеет 5 низководных деревянных мостов. |
С конца марта дано начало наступлению весенних процессов на реках и водохранилищах республики.
Оценка готовности ТСЧС Республики Татарстан к осуществлению мероприятий пропуска талых вод рассмотрена на заседании КЧС Республики Татарстан 17.03.2010г. В целом, территориальная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан к ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с прохождением паводка, готова.
Приходится констатировать, что, несмотря на все принимаемые меры, имеется ряд проблемных вопросов, которые могут существенно осложнить ход прохождения половодья в республике. Обращается внимание руководителей министерств и ведомств, органов местного самоуправления республики на выявленные недостатки, принять меры по их устранению, и в конечном счете обеспечить безаварийное прохождение половодья.
Во-первых, требует решения общесистемный вопрос – перевод системы в готовность № 1. Результат работы противопаводковых комиссий местного уровня прошлых лет свидетельствует о имеющихся сбоях и недостатках. Примером неудовлетворительной работы может служить ситуация 2009 года, где имело место сокрытие информации о разрушении полумиллионного пруда в Бугульминском районе. Донесение об угрозе прорыва плотины в МЧС РТ не было представлено, ответственные лица в районе не владели информацией о сложившейся обстановке, принимаемых мерах и количестве задействованных сил и средств.
С учетом складывающейся обстановки функционирование районных звеньев ТСЧС там, где это еще не сделано, должно быть переведено в режим повышенной готовности и организовано круглосуточное дежурство противопаводковых комиссий.
Следующий вопрос – это мониторинг за складывающейся паводковой обстановкой и работа временной сети наблюдения.
В настоящее время в республике функционирует 31 постоянный пост Росгидромета и 227 временных гидропостов, в т.ч. на 54 затороопасных участках и 147 прудах.
В настоящее время по каждому гидропосту в МЧС РТ есть информация по ответственному лицу, контактным телефонам.
Сеть уже действует, информация поступает и обобщается, однако необходимо отметить следующее. Данная работа должна быть не только делом МЧС. Это - совместная работа. От того, как четко будут организованы работы на местах, зависит время реагирования на возможные ЧС и минимизация возможных ущербов.
В настоящее время Приволжским управлением Ростехнадзора на базе территориальных управлений проводятся кустовые обучающие семинары на предмет обучения собственников и балансодержателей гидротехнических сооружений прудов правилам содержания и обеспечению их безаварийной эксплуатации. 2 семинара были проведены в городах Наб.Челны и Альметьевске, следующий планируется на этой неделе в Казани. Главы районов должны обеспечить 100% участие в семинарах ответственных лиц и собственников прудов.
Следующим проблемным вопросом является деятельность по проведению рыхления льда и подготовке к паводку затороопасных участков.
И здесь необходимо отметить ряд проблемных районов республики, на которых до настоящего момента не решены данные вопросы, а именно:
Пестречинский район: имеется опасный участок затора льда на р.Меша у населенного пункта Пестрецы;
Лаишевский район: на изгибе реки Меша (д.Карадули, с.Караишево) прогнозируется затор льда, в связи с чем возникает резкий подъем воды в реке с возможностью подтопления домов населения проживающего в н.п. Обухово;
В Новошешминском районе имеются заторопасные участки на реке Шешма, на реке Кичуй около деревянного моста в с. Утяшкино, и что самое важное, - в центре села Новошешминск на малой реке Секинесь. По имеющимся сведениям администрация района только еще будет решать вопрос о проведении взрывных работ. В этой связи возникает вполне резонный вопрос: как возможно планировать взрывные работы в центре села? Все эти факты свидетельствуют, что в сельских районах республики руководящий состав слабо знает методы борьбы с заторами, а ведь помимо взрывных работ существуют такие методы как чернение льда, распиловка и др. меры. При этом данные работы не несут серьезной финансовой нагрузки на местный бюджет и могут быть организованы с привлечением местного населения.
Следующий и ставший уже традиционным – это вопрос состояния гидротехнических сооружений.
В этой году хочу отметить, что республика в целом на более качественном уровне подошла к решению проблемы обеспечения безопасной эксплуатации прудов.
Решен вопрос о выделении 4 муниципальным районам республики 2,9 млн. рублей на проведение экстренных противопаводковых мероприятий по 4 прудам в Аксубаевском (д.Щербень), Сабинском (д.Мичанбаш), Новошешминском (д.Чувашская Чебоксарка) и Мензелинском (д.Тулумбаево) районах Республики Татарстан
Учитывая аварийное состояние пруда в селе Тулубаево Мензелинского района решен вопрос о выделении средств в объеме 8,7 млн. руб. на проведение капитального ремонта.
В тоже время необходимо отметить, что вопрос о выделении финансовых средств был поднят ОАО «Татмелиорация», а не администрациями указанных районов, а это значит, что на местах по-прежнему наблюдается некоторая расслабленность и ожидание чьей-то помощи в решении своих насущных проблем.
Так, например, несмотря на наши многочисленные обращения в 24 сельских районах республики имеется 54 пруда, которые не опорожнены и не готовы к приему талых вод. Наибольшее количество таких прудов расположено в Дрожжановском, Заинском, Мамадышском, Сабинском, Тукаевском районах.
При этом в Буинском районе у н.п. Мокрая Савалеевка пруд имеет объем свыше 3 млн. кубов, в Бугульминском районе не опорожнен аварийный 1,5 млн. пруд в селе Малая Бугульма, в Сармановском районе у н.п. Саклов Баш объем пруда составляет 2,4 млн. кубов.
И раз уж речь зашла о прудах - особое внимание необходимо обратить на аварийное состояние пруда в Бугульминском районе.
Результаты технического обследования пруда, проведенного мелиораторами республики свидетельствуют, что пруд объемом 1,5 млн.куб.м. находится в крайне аварийном состоянии: разрушены водосбросные сооружения и тело плотины пруда. Существует угроза прорыва пруда и затопления близлежащего населенного пункта Малая Бугульма и размыв участка автодороги республиканского значения «Бугульма-Бавлы». В этой связи КЧСПБ нужно рассмотреть возможность оказания помощи данному району.
Помимо прудового хозяйства особое опасение вызывает ситуация на насосных станциях сооружений инженерной защиты Казани, поселка Васильево, а также состояние Красно-Ключинской берегозащитной дамбы. В этой связи я обращаюсь к МУП «Водоканал» г.Казани, а также Исполкомам Зеленодольского и Нижнекамского районов – с наступлением активной фазы паводка – организовать круглосуточное дежурство на данных объектах.
Следующий вопрос - обеспечение безаварийной эксплуатации мостовых и дорожных сооружений.
В республике выполнены работы по очистке водопропускных труб, установке дополнительных водоотводных сооружений.
В тоже время на территории республики имеется 51 низководный мост, причем большинство из них – деревянные. Однако ни один из 15 сельских районов, на территории которого находятся данные мосты, в своих отчетах не указал проведенные подготовительные работы на данных сооружениях.
Взрывниками проведены работы по защите мостов федерального и республиканского значения, а наиболее уязвимые в паводочном отношении мосты – остались не у дел.
Одной из принципиальных задач, стоящих перед нами является обеспечение безаварийной эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства.
В настоящее время дежурно-диспетчерскими службами МЧС Татарстана были отмечены обращения граждан, связанные с подтоплениями придворовых территорий и приусадебных участков
Наибольшее количество обращений было зафиксировано в г.Казани – 47 обращений; г. Альметьевск – 10, а также в Зеленодольском и Новошешминском районах. В основном обращения были связаны с подтоплениями придомовых территорий. По каждому адресу был организован выезд дежурных смен управлений МЧС республики и Исполнительных комитетов городов и районов. Силами спасателей и подрядных организаций города и районов приняты соответствующие меры.
В настоящее время ситуация в республике удовлетворительная. Чрезвычайных ситуаций не зарегистрировано. В то же время необходимо отметить, что на местах слабо организована работа с населением. Подчас приходится констатировать некоторую иждивенческую позицию со стороны граждан, которые, подав заявку в местные органы МЧС РТ, ждут приезда спасателей, чтобы они прорыли небольшую водоотводную канаву. В этой связи я обращаюсь к органам местного самоуправления, жилищным компаниям с предложением о привлечении населения на мероприятия по очистке своих придомовых территорий от мусора и снега.
Кроме того, нельзя без внимания оставлять престарелых граждан и инвалидов. Практика прошлых лет показал, насколько эффективным являются проведение подворовых обходов, раздача памяток населению о правилах поведения во время паводка, разъяснительная работа среди населения о проводимых противопаводковых мероприятиях, зонах возможных подтоплений. К данной работе необходимо шире привлекать средства массовой информации (радио, телевидение, печать). Необходимо максимально охватить информированием неработающих граждан, особенно любителей рыбной ловли, автомобилистов, выезжающих на весенний лед, детей дошкольного и школьного возраста.
От того, насколько мы с максимальной отдачей проведем время сейчас – будет зависеть прохождение паводка. Снижение масштабов потерь в материальном и человеческом исчислении – задача не только органов управления ГОЧС, но и органов исполнительной власти, местного самоуправления и в целом, граждан республики.
Доклад «О мерах по снижению негативных последствий половодья на дорогах в Республике Татарстан» ИО министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Емельянова Геннадия Егоровича.
Доклад «О дополнительных мерах по содержанию прудов в период весеннего паводка» Директора ОАО Трастовая компания «Татмелиорация» Залакова Анвара Махмутовича
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ
О прохождении весеннего половодья на территории Республики Татарстан и дополнительных мерах по снижению негативных последствий паводкового периода
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан отмечает своевременность проведения превентивных противопаводковых мероприятий.
Вместе с тем имеются недостатки, которые могут отрицательно сказаться на безопасности населения республики: неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений (прудов) и инженерно-техническое состояние русел рек, незначительный объем резерва материальных и финансовых средств.
В целях недопущения чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним половодьем, и выполнения требований постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.03.2010 № 132 «О мероприятиях по защите населения и территорий Республики Татарстан в период весеннего половодья 2010 года» Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан Р Е Ш И Л А :
Функционирование районных звеньев ТСЧС Республики Татарстан перевести в режим повышенной готовности.
Министерствам, ведомствам и организациям Республики Татарстан, привлекаемых к выполнению мероприятий по оперативному плану «Половодье – 2010», обеспечить готовность подведомственных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (Р.З. Хабибуллин):
поддерживать в постоянной готовности оперативные группы из числа личного состава МЧС для экстренного реагирования на осложнения обстановки в период половодья;
обеспечить готовность сил и средств для тушения пожаров в населенных пунктах, находящихся в зонах подтопления;
продолжить практику выездов сотрудников министерства в города и сельские районы для осуществления выборочного контроля за выполнением в городах и районах республики требований вышеуказанного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан и решений Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан.
Комиссиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городских округов и муниципальных районов Республики Татарстан:
обеспечить контроль готовности инженерной, дорожно-строительной и другой техники на случай проведения экстренных аварийно-восстановительных работ, создание запасов топлива и смазочных материалов, наличие графиков посменного круглосуточного дежурства бригад водителей и специалистов;
быть в готовности провести эвакуационные мероприятия населения, материальных и других ценностей из предполагаемых затапливаемых (подтапливаемых) территорий (при необходимости с порядком эвакуации ознакомить население);
обратить особое внимание на обеспечение сохранности скота, семенного материала, сооружений сельскохозяйственного назначения, ядохимикатов, удобрений, мостов и плотин, исключить попадания талых вод на скотомогильники и места хранения жидких отходов;
организовать проведение работ по отводу талых вод от жилых зданий и сооружений, попадающих в зоны возможного затопления;
осуществлять постоянный контроль за состоянием очистных сооружений и станций очистки воды.
организовать наблюдение за качеством питьевых водоисточников особенно в районах накопления жидких отходов, очистных сооружений и в местах хранения ядохимикатов;
осуществлять контроль за состоянием водопропускных труб и мостовых переходов на дорогах общего пользования Республики Татарстан для обеспечения пропуска максимальных объемов талых вод. Особо внимание обратить на безаварийный пропуск талых вод низководных мостов.
Контроль за исполнением решения возложить на руководителя рабочей группы Комиссии – министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (Р.З. Хабибуллин).