в Республике Татарстан
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и её территориальные управления являются органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций органа валютного контроля.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора информирует, что в течение последнего года значительно возросло количество лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации. За 2008 год в целом по России было вынесено 14635 постановлений о наложении штрафов, за 6 месяцев 2009 года количество вынесенных постановлений о наложении штрафов составило 11763. По Татарстану за 2008 год наложено штрафных санкций на сумму 10 млн. рублей, за 7 месяцев 2009 года - 540 млн. рублей.
Основы валютного законодательства составляют Закон РФ от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и нормативно-правовые акты Центрального банка России. Порядок взаимодействия органов исполнительной власти, Центрального банка России и уполномоченных банков по вопросам осуществления валютного контроля регламентирован Постановлениями Правительства Российской Федерации. Ответственность за нарушения валютного законодательства предусмотрена статьей 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает только наложение штрафных санкции.
Проверки по соблюдению валютного законодательства и составление протоколов по фактам нарушений уполномочены осуществлять Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба и их территориальные органы. Рассматривает протоколы об административных правонарушениях и принимает решение о наложении административных взысканий в виде штрафов Росфиннадзор и его территориальные органы.
Значительный рост количества выявленных правонарушений в сфере валютного законодательства связан с наладившейся в 2008 году системой информационного обмена между Центральным банком России и Росфиннадзором. Учитывая, что Центральный банк России формирует информацию на основании сведений, поступающих от уполномоченных банков, ни одна расчетная операция с нерезидентами не уходит от валютного контроля.
Кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность в том числе за осуществление незаконных валютных операций, за несвоевременное зачисление на счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся резидентам за переданные нерезидентам товары, работы, услуги, информацию или результаты интеллектуальной деятельности, а также денежных средств по неисполненным нерезидентом импортным контрактам, за несвоевременное представление форм учета и отчетности.
В подавляющем большинстве случаев ( до 70 процентов) привлечение к административной ответственности осуществляется за несвоевременное представлением форм учета и отчетности в уполномоченные банки. В первую очередь это связано с незнанием требований валютного законодательства представителями малого и среднего бизнеса. К сожалению, уполномоченные банки не всегда информируют своих клиентов о том, что все расчетные операции с нерезидентами осуществляются под строгим контролем государства и самого уполномоченного банка в частности.
В условиях финансового кризиса возрастают попытки безнаказанного вывоза капитала за рубеж, проведение теневых операций с целью ухода от налогообложения. В сложившихся условиях значительно возрастает роль банков в осуществлении контроля за проведением резидентами валютных операций. Центральным банком РФ данные вопросы были затронуты в письме от 01.11.2008г. № 137-Т «О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций», где кредитным организациям рекомендовано уделять особое внимание операциям сомнительного характера, а также таможенным декларациям, представляемым юридическими лицами-резидентами и при выявлении признаков, свидетельствующих о сомнительном характере операций, направлять запросы в ФТС России в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в таможенных декларациях.
При осуществлении контрольно-надзорных мероприятий Росфиннадзор сталкивается с нарушениями резидентами норм валютного законодательства, совершенных, в том числе вследствие недостаточного внимания к условиям внешнеторговых договоров при их заключении. При заключении внешнеторговых договоров следует руководствоваться и следующими международными соглашениями:
-Конвенцией о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11.04.1980);
-Конвенцией о праве, применимом к международной купле-продаже товаров (Гаага, 15.06.1955);
-Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс»;
-Принципами международных коммерческих договоров (1994) и др.
- Письмо ЦБ РФ от 15.07.1996г. № 300 «Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов»
В результате совместной работы Территориального управления с Управлением Федеральной службы безопасности по Республике Татарстан, с Прокуратурой Республики Татарстан, с Министерством внутренних дел Республики Татарстан установлены случаи вывоза капитала за рубеж на общую сумму более 2,1 миллиарда рублей.
Возросла правовая активность представителей малого и среднего бизнеса, привлеченных к административной ответственности Территориальным управлением. Каждое третье постановление о назначении административного наказания за нарушения валютного законодательства Российской Федерации обжалуется в судах различных инстанций. За 7 месяцев 2009 года, обжаловано 90 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 8, 9 млн. рублей. Более чем в 80% случаев решения судебных органов принимаются в пользу территориального управления. Отмены постановлений о наказании обусловлены в основном применением судебными органами ст.2.9 КоАП РФ – по малозначительности совершенного правонарушения.