Докладчик: первый заместитель министра экономики, директор Центра экономических и перспективных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Кудрявцева Алевтина Николаевна
Автономные учреждения создаются в рамках Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» с целью развития конкурентной среды в социальной сфере. Закон определяет правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, использование их имущества, основы управления и отношения с учредителями и т.д.
В соответствии с принятыми на уровне Правительства Республики Татарстан решениями автономным может стать только учреждение, для которого изменение типа приведет к повышению эффективности его деятельности. К числу преимуществ автономного учреждения, с точки зрения самого учреждения, относятся: получение бюджетного финансирования в форме субсидий; возможность распоряжаться заработанными средствами (поступлениями от платных услуг).
Следует отметить, что Татарстан является первопроходцем по созданию автономных учреждений регионов России. Одно из первых автономных учреждений в республике было создано в 2007 году на базе Тетюшеского сельскохозяйственного техникума и лицея Апастовского района. На сегодняшний день в Татарстане образованы 263 автономных учреждения, большая часть из них 121 – в сфере образования, 36 – в сфере социальной защиты, 28 в сфере культуры, 22 учреждения физкультуры и спорта, 12 – в здравоохранении и др. За январь-май 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года среднесписочная численность работников автономных учреждений выросла на 25,7% и составила 16306 человек.
Главная задача в создании автономных учреждений – оптимизировать расходы и более эффективно использовать бюджетные средства, участвуя наравне с государственными учреждениями в конкурсах на получение государственного заказа на предоставление услуг. В целях повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений Республики Татарстан и обеспечения публичности закупок товаров, работ и услуг для нужд автономных учреждений Кабинетом Министров Республики Татарстан в 2008 году принято Постановление по комплексу мер, направляемых на оказание содействия финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений Республики Татарстан.
Результаты деятельности автономных учреждений за 2008-2009 годы оправдывают возложенные на них надежды. Однако, есть ряд задач, требующих сегодня решения. К ним можно отнести упреждающую подготовку специалистов в области управления финансовой деятельностью, имея ввиду неготовность многих автономных учреждений осуществлять самостоятельное бюджетирование. Кроме того, есть ряд вопросов, связанных с выбором критериев оценки эффективности деятельности автономного учреждения и систем оплаты труда. Также требуется создание эффективной системы аудита деятельности автономных учреждений.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПРЕСС-СЛУЖБА
Казань, ул. Кремлевская, д.9 тел. 292-44-39 http://mon.tatar.ru/
О ходе реализации в Республике Татарстан Федерального закона
об автономных учреждениях
В настоящее время в республике функционирует следующая сеть автономных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования:
- общеобразовательных школ – 32 (г.Н.Челны, г.Казань, г.Альметьевск, Алькеевский район);
- дошкольных образовательных учреждений – 52, из них 2 автономные некоммерческие организации (гг.Казань, Бугульма, Н.Челны, Альметьевск, Нижнекамск, Чистополь);
- учреждений дополнительного образования - 20 (г.Н.Челны, г.Казань, Бавлинский район).
Наиболее активно процесс создания автономных учреждений отмечается в городе Набережные Челны (с сентября 2007 года).
По решению учредителя (Исполнительный комитет), а также трудовых коллективов, в режим автономного функционирования в г.Н.Челны переведены 57 образовательных учреждений. Общий охват составляет около 30%. Из них 18 – общеобразовательные школы (27%), 18 учреждений дополнительного образования (100%), 21 дошкольное образовательное учреждение (21,6%).
Позитивные результаты первого года функционирования автономных учреждений г.Н.Челны:
· За счет оптимизационных мероприятий и инициативной деятельности автономных учреждений заработная плата в среднем повысилась на 11%.
· Денежные средства от аренды, в автономные учреждения поступают 100% (данные средства учреждениями направлены на ремонтные работы, повышение квалификации, социальную поддержку персонала).
· Улучшено материально-техническое оснащение автономных учреждений;
· В автономных учреждениях кредиторская задолженность по результатам минимальная. Такой результат стал возможен потому, что автономные учреждения провели оптимизационные мероприятия. Рационально используя бюджетные средства, они избежали экономических рисков в части осуществления основных платежей.
· Отсутствие ограничений в передвижении средств по смете, экономия средств по статьям (коммунальные услуги, услуги связи, предпринимательская деятельность и др.) предоставили возможность дополнительно направить средства на ремонтные работы, приобретение материалов.
· Значительно сокращены сроки закупок товаров, предоставлено право выбора надежных поставщиков и партнеров.
В самом начале процесса перехода в автономию образовательных учреждений было отмечено, что наиболее подготовленными для перевода в автономные учреждения являются учреждения дошкольного образования. Наличие постоянного притока родительских средств, в размере до 20% от стоимости содержания ребенка в дошкольном учреждении, позволяет им иметь постоянный внебюджетный доход.
Учреждения дополнительного образования детей также необходимо постепенно перевести в автономные, так как они имеют возможность существенно расширять направления их деятельности, в том числе и внебюджетное. В г.Н.Челны 100% учреждений дополнительного образования детей переведены в автономные учреждения дополнительного образования.
Для повышения качества работы учреждений дополнительного образования детей в городе введены именные сертификаты. Сегодня это позволило в Н.Челнах сократить 190 ставок педагогов дополнительного образования, которые не смогли набрать группы или чьи занятия не посещали дети.
Экономический эффект от введения сертификатов по г. Набережные Челны составил более 1,4 млн. рублей., которые были реинвестированы именно в отрасль «Образование».
Руководители автономных учреждений отмечают одну важную положительную возможность – возможность свободно работать с внебюджетом, направляя доходы, как на повышение заработной платы, так и на создание условий для осуществления качественного обучения, воспитания.
Активно проходит процесс создания автономных учреждений в сфере среднего профессионального образования.
С 1 января 2008 года 51 учреждение начального и среднего профессионального образования перешли в статус автономных образовательных учреждений (АОУ). В настоящее время, проведены заседания Наблюдательных Советов, отчеты о деятельности и использовании имущества размещены на сайте учредителей.
Очевидно, что преимуществами АОУ являются конкурентная среда, экономическая самостоятельность, определяющая роль основного заказчика кадров через наблюдательные советы, ответственность руководителя за принимаемые решения.
Вместе с тем существуют и риски – не определено в полной мере нормативно-правовое регулирование АОУ, отсутствует практика применения норм федеральных законов об АОУ, не определен статус АОУ в бюджетных отношениях.
Среди учреждений дополнительного профессионального образования создано Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан».
Функционирует автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижнекамский муниципальный институт».
Ведется работа по созданию автономных учреждений на базе Альметьевского государственного нефтяного института, Альметьевского государственного института муниципальной службы.
Естественно, что при внедрении новых форм управления и экономических механизмов в существующую структуру возникают определенные проблемы и риски. И в первую очередь, в связи с широкой хозяйственной самостоятельностью возникают экономические риски, связанные с недостаточно высокой квалификацией менеджмента автономных учреждений.
По данным МОУО предполагается в ближайшее время перевести в автономию еще 230 учреждений. Из них: дошкольных образовательных учреждений - 201; школ - 26; учреждений дополнительного образования детей - 1.
Особенно активно данный процесс происходит сегодня в столице. Планируется перевести в автономию 183 учреждения, из них ДОУ - 177, школ-6.
Информация
о ходе работ по переводу в автономные учреждений культуры
Республики Татарстан
В 2007 году Министерством культуры Республики Татарстан была проведена оценка возможности изменения типа существующих государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству, в автономные. Первоначальными критериями оценки был размер доходов бюджетного учреждения, получаемых за счет внебюджетной деятельности, наличие имущества, закрепленного на праве оперативного управления, в том числе недвижимого. По данным критериям было выделено ГУ «Казанский государственный цирк», который с 1 октября 2007 года стал первым автономным учреждением культуры.
Следующим этапом стал перевод в автономные учреждения учебных заведений. Было создано 8 автономных учреждений:
Казанское художественное училище им. Н.И.Фешина;
Казанское хореографическое училище;
Казанское театральное училище;
Музыкальное училище им. Салиха Сайдашева;
Набережночелнинский колледж искусств;
Казанское музыкальное училище им. А.В.Аухадиева;
Елабужское училище культуры;
Альметьевский музыкальный колледж им. Ф.З. Яруллина.
В настоящее время подготовлены и проходят процедуру согласования проекты постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан по переводу в форму автономных учреждений следующих 7-ми театрально-зрелищных учреждений:
Альметьевский татарский государственный драматический театр; |
Бугульминский государственный русский драматический театр имени А.В.Баталова; |
Мензелинский государственный татарский драматический театр имени Сабира Амутбаева; |
Набережночелнинский татарский государственный драматический театр; |
Набережночелнинский государственный театр кукол; |
Нижнекамский государственный татарский драматический театр; |
Буинский государственный драматический театр. |