За I квартал этого года количество опубликованных в системе «Народный контроль» уведомлений выросло по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 71 процент. Такие данные были приведены сегодня на заседании Правительства РТ «Об обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина в рамках рассмотрения уведомлений в государственной информационной системе РТ «Народный контроль». Провел его Премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков.
В заседании приняли участие работники Аппарата Президента РТ, Аппарата Кабинета Министров РТ, руководители министерств и ведомств республики, главы муниципальных образований, руководители исполкомов муниципальных образований.
Премьер-министр РТ Ильдар Халиков, открывая заседание, отметил, что за время функционирования системы «Народный контроль» она «стала эффективным инструментом, который позволяет жителям республики сообщать о проблемах, которые их волнуют». Он привел следующие данные: в 2015 году в системе было опубликовано 29 тыс. 673 уведомления – на 38 процентов больше, чем в 2014-м. «Огромная цифра, которая показывает степень доверия населения к системе», - подчеркнул Премьер-министр РТ.
Количество решенных в системе заявок увеличилось до 73 процентов (для сравнения: в 2014 году – 69 процентов). «Как мы уже говорили, изначально система не предполагала, что все 100 процентов уведомлений будут решены по ряду причин. Где-то необоснованные запросы, какие-то вопросы требует большего времени для решения или больших вложений. Думаю, можно достичь показателя на уровне 75 процентов и держаться не ниже этого показателя», - прокомментировал эти данные глава Правительства Татарстана. «Большое содействие решению вопросов дали президентские программы, которые реализуются по линии Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ. Но остается много вопросов, которые требуется решать, - добавил И.Халиков. - Что самое обидное – часто не решаются вопросы, которые не требуют большого финансирования, серьезных вложений, но при этом достаточно долго висят».
Уполномоченный по правам человека в РТ, сопредседатель межведомственной комиссии по функционированию системы «Народный контроль» Сария Сабурская также отметила увеличение обращений татарстанцев к ГИС. Она сообщила, что 21 тыс. 669 уведомлений решены, по почти 6,2 тыс. – запланированы работы, по более чем 1,5 тыс. – дан мотивированный отказ и около 300 находятся в работе.
По словам С.Сабурской, количество решенных уведомлений растет. «В целом по республике в ходе постоянного мониторинга мы еженедельно возвращаем вновь в работу около 50 уведомлений – в связи с отсутствием контроля за исполнением работ, необоснованным присвоением статуса «Мотивированный отказ» и «Запланировано» без решения проблем граждан, оттягиванием и неоднократным переносом срока рассмотрения», - отметила она.
Сабурская привела также следующие данные: за I квартал этого года количество запланированных уведомлений выросло до 8267 заявок. Это на 45 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Также за I квартал 2016-го количество опубликованных уведомлений выросло по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 71 процент.
По словам омбудсмена, наибольший процент возвращенных уведомлений как нерешенных в установленный срок имеют Высокогорский (29 процентов), Тукаевский (26), Зеленодольский (22) и Чистопольский (18) районы. В Казани этот показатель составляет 13 процентов.
Уполномоченный по правам человека в РТ обратила внимание на то, что вернуть уведомления могут и заявители.
По ее словам, наибольшее количество возвратов в прошлом году пришлось на категорию поликлиник и больниц – 22 процента (возвращено 142 уведомления из 630). «Наиболее распространенными в системе «Народный контроль» по этой категории являются уведомления о неудовлетворительной организации работы медицинского учреждения, регистратуры, несоблюдении очередности приема и другие», - отметила выступающая.
Она также привела пример, когда житель Казани обратился с жалобой на невозможность попасть на медицинский осмотр к неврологу и окулисту для прохождения медицинского осмотра несовершеннолетнего ребенка в городскую детскую клиническую больницу №7 и предложение педиатра учреждения обратиться в платную клинику. «Министерством здравоохранения РТ как модератором дан ответ о трудности с приемом узких специалистов в связи с кадровым дефицитом. В то же время сообщается, что администрация поликлиники связалась с автором обращения, ребенок записан на прием к специалисту с согласованием времени и даты, - рассказала С.Сабурская. - К сожалению, это не единичное уведомление. Системные меры до конца не приняты. Предлагаю Министерству здравоохранения РТ обозначить задачу по снижению числа обоснованных жалоб, касающихся нарушения предельных сроков ожидания пациентами приема врачами-специалистами в поликлиниках».
По словам выступающей, некоторые заявки в системе «Народный контроль» по категории «Поликлиники и больницы» вызваны неинформированностью граждан об объеме и сроках оказания медицинской помощи, в том числе и сроков ожидания, проведения диагностических исследований. «Мониторинг сайтов медицинских организаций, проведенный аппаратом уполномоченного по правам человека в РТ в декабре 2015 года, показал, что нарушения в части информирования граждан носят системный характер», - подчеркнула она.
В ходе выступления омбудсмен рассказала, что также большое число возвратов имеет категория «Доступная среда» – 19 процентов уведомлений.
Сабурская напомнила, что в прошлом году в ГИС «Народный контроль» были введены дополнительные категории, связанные с защитой трудовых прав граждан: «Нарушение требований охраны труда», «Скрытые формы оплаты труда» и «Неоформление трудовых отношений». Уполномоченный по правам человека в РТ отметила, что эти категории пока не получили широкого распространения. «Но даже немногочисленные уведомления по этой тематике обращают на себя внимание», - констатировала она.
«Остается проблемным вопрос массового неисполнения уведомлений по таким значимым для большинства населения категорий, как «Дорожное движение» и «Благоустройство территории». По состоянию на 31 декабря остались нерешенными по этим категориям со статусом «Запланировано» 2239 и 2156 уведомлений соответственно. При этом решение части этих уведомлений не требует больших финансовых вложений», - подчеркнула докладчица.
«Больше всего беспокоят системные вещи, например, по линии Министерства здравоохранения РТ. Если обнаружилась подобная проблема, она должна устраняться не только в одном учреждении, а по всей сети», - заметил в свою очередь Премьер-министр РТ.
Халиков также подчеркнул, что вопросы, связанные с пешеходными переходами, люками, дорожными знаками и аналогичными вещами, «могут и должны устраняться максимально в 30-дневный срок».