С 5 января 2016 года вступают в силу поправки в закон «О защите конкуренции». Об особенностях четвертого антимонопольного пакета на брифинге в Кабинете Министров РТ рассказал руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Татарстан (Татарстанское УФАС России) Александр Груничев.
Он напомнил, что соответствующий федеральный закон Президент РФ Владимир Путин подписал 5 октября 2015 года.
Александр Груничев пояснил, что изменения, прежде всего, вносятся для снижения ограничений в сфере предпринимательской деятельности и снижения административной нагрузки на бизнес. Основанием для разработки закона стала Дорожная карта по развитию конкуренции и совершенствование антимонопольной политики, а также рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Руководитель Татарстанского УФАС России рассказал об уточнениях в статье 10 закона «О защите конкуренции». Во-первых, исключена возможность признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого не превышает 35 процентов, кроме случаев коллективного доминирования. «Второе уточнение в статье 10 связано с тем, что у нас появляется возможность выступать в защиту неопределенного круга потребителей, чего раньше не было. Но уходят так называемые жалобы от физических лиц, - отметил Александр Груничев. - Теперь обращения от физических лиц рассматривать не будем, только от юридических лиц и неопределенного круга потребителей».
Он также сообщил, что будет упразднен и реестр лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов. По мнению ФАС России, включение в реестр налагает не только существенные ограничения на осуществление гражданских прав, но и предусматривает ряд дополнительных обязанностей. Его упразднение существенно сократит административные обременения включенных в него компаний.
Кроме того, как рассказал Александр Груничев, закон предоставляет право Правительству РФ определять правила недискриминационного доступа к товарам на высококонцентрированных товарных рынках (доля более 70 процентов) при наличии на них нарушений антимонопольного законодательства. «Правила недискриминационного доступа к услугам финансовых организаций утверждаются ФАС по согласованию с Центральным банком РФ», - добавил Александр Груничев.
Он сообщил, что помимо этого введено понятие «картель покупателей». «Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке», - отметил Александр Груничев.
Еще одной новацией четвертого антимонопольного пакета являются нормы, предусматривающие заключение соглашений хозяйствующих субъектов об осуществлении совместной деятельности с предварительного согласия ФАС России по правилам контроля экономической концентрации.
Александр Груничев обратил внимание на то, что статья 14, касающаяся недобросовестной конкуренции, в «четвертом антимонопольном пакете» вынесена в отдельную главу, на расширение действия институтов предостережения и предупреждения. Как сообщил глава Татарстанского УФАС России, в частности, увеличена до 50 тыс. рублей максимальная сумма штрафов за действия (бездействие), акты органов власти, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Кроме того, после 5 января 2016 года за повторное нарушение предусмотрена дисквалификация.
«С введением института предупреждения бизнес получил возможность оперативно устранить нарушение законодательства без наложения штрафов, ФАС – возможность возбуждать дела только после отказа хозсубъектов исполнять предупреждения, потребители - возможность эффективно и оперативно защищать свои права. Для судов это означает резкое сокращение количества рассматриваемых дел», – подчеркнул Александр Груничев.