За 9 месяцев 2013 года Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан провело 1893 проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по соблюдению законодательства в сфере защиты прав потребителей. Об этом сегодня на брифинге в Доме Правительства Республики Татарстан сообщила руководитель Управления Роспотребнадзора по РТ Марина Патяшина.
По словам Марины Патяшиной, возглавляемое ею ведомство после рассмотрения обращений граждан принимает различные меры административного характера по защите прав потребителей.
«В 46 процентах случаев обратившимся гражданам в ответ на их обращения были даны необходимые разъяснения. Это говорит о недостаточном знании потребителями своих прав», - отметила она.
За 9 месяцев 2013 года консультационный центр провел 7 тыс. 872 устных консультации с гражданами. По телефону горячей линии проконсультированы 5 тыс. 735 потребителей. «Основная наша задача – прививать правовую грамотность населению», - подчеркнула Марина Патяшина.
Впрочем, иногда потребители злоупотребляют своей грамотностью. «Изначально потребитель является слабой стороной. В то же время имеются случаи потребительского экстремизма, когда предъявляются необоснованные требования к продавцу и исполнителю услуг. Такие обращения являются не защитой своих прав, а недобросовестным манипулированием законами для получения материальной выгоды», - заметила Марина Патяшина.
За 9 месяцев текущего года Управление Роспотребнадзора по РТ провело по обращениям граждан 1893 проверки соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей. По итогам этих проверок вынесено 4457 постановлений об административном наказании, привлечено к административной ответственности 449 юридических лиц и 1336 индивидуальных предпринимателей. Общая сумма наложенных штрафов составила 12,8 млн. рублей. Как отметила Марина Патяшина, в 82 процентах случаев жалобы граждан при их рассмотрении с проведением проверки или расследования подтверждаются.
Всего Управлением Роспотребнадзора по РТ гражданам выдано 475 заключений для участия в судах с целью защиты прав потребителей. Возвращено 15,6 млн. рублей, из них компенсация морального вреда составляет более 200 тыс. рублей.
Руководитель Управления Роспотребнадзора по РТ В Татарстане сообщила, что количество обращений граждан по вопросам предоставления финансовых услуг увеличилось вдвое. В этом году поступило 282 подобных обращения. Это составляет 10 процентов от общего числа обращений, тогда как в прошлом году доля обращений по вопросам предоставления финансовых услуг не превышала 5 процентов.
«Увеличение количества обращений по предоставлению финансовых услуг связано со сформировавшейся положительной судебной практикой по возврату денежных средств», - добавила Марина Патяшина. Она рассказала, что чаще всего в судебном порядке возвращаются денежные средства при навязывании услуги страхования жизни и здоровья, включении в договор условий о нарушении порядка списания задолженности по кредиту, включении в договор условий о нарушении порядка списания задолженности по кредиту и взимании комиссий за снятие денежных средств, а также неисполнение требований о досрочном погашении кредита.
По вопросам оказания услуг связи поступило 132 обращения, что составляет 5 процентов от общего числа рассмотренных обращений (в прошлом году доля подобных обращений равнялась 3 процентам). «Большая часть обращений связана с включением в договор условий, ущемляющих права потребителя, односторонним изменением договора оператором связи, нарушением порядка приостановления оказания услуг, нарушением сроков предоставления услуг», - пояснила спикер.
Чаще всего возврат средств потребителям осуществлялся в досудебном порядке из-за небольших сумм предъявляемых претензий.
Управлением Роспотребнадзора по РТ потребителям выдано 294 заключения для участия в судах по защите прав потребителей. Это составляет 62 процента от общего количества поданных заключений.
По словам руководителя Управления Роспотребнадзора по РТ, на сегодня 121 иск на сумму около 14 млн. рублей удовлетворен в пользу истцов. В том числе, 122 тыс. рублей выплачено в качестве компенсации морального вреда.