Раис Татарстана Рустам Минниханов провел заседание Совета по образованию и науке. Мероприятие прошло в Доме Правительства РТ.
Рустам Минниханов напомнил, что в таком формате встреча была полгода назад, когда обсуждались итоги проведения Года научно-технологического развития. С тех пор совместная деятельность академической общественности и профильных органов государственной власти в сфере высшего образования, исследований и разработок активно продолжается.
«К настоящему времени в Татарстане выстроена целостная система управления научно-технологическим развитием. Определены ответственные должностные лица высшего руководящего звена в каждом министерстве, муниципальном образовании и на предприятиях реального сектора экономики. По результатам оценки зрелости системы управления и в рейтинге научно-технологического развития республика занимает лидирующие позиции среди регионов России», - заметил Раис республики.
Он отметил, что ключевой национальной целью, провозглашенной Президентом России, является обеспечение технологического лидерства. В его основе лежит, прежде всего, качественное инженерно-техническое образование. Рустам Минниханов подчеркнул, что Татарстан - не только один из ведущих промышленных регионов России, но и крупнейший центр технологических инноваций.
«Вопрос качества инженерно-технического образования для Татарстана особенно актуален. Мы располагаем обширной сетью политехнических и отраслевых университетов, эффективно функционирующими институтами российской и татарстанской академий наук, а также корпоративными центрами разработок и подготовки кадров. Кроме того, естественно-научное образование в школах республики достигло сравнительно высокого уровня», - сказал Раис Татарстана.
Тем не менее современные вызовы предъявляют требования, которые значительно превышают сегодняшние показатели. Рустам Минниханов заметил, что за последние годы из-за беспрецедентного ускорения научно-технического прогресса содержание образования серьезно изменилось. Произошла тотальная цифровизация всех разработок, всё шире применяется искусственный интеллект, активно используются материалы нового поколения, интенсивно внедряются принципиально новые технологии. Современный специалист должен не только свободно владеть всем этим набором знаний, но и быстро осваивать новые навыки и компетенции.
«Никогда ранее технологии не менялись так стремительно, как это происходит в последние годы. Задача осложняется тем, что уровень наших разработок должен соответствовать мировому по всему спектру инженерно-технических наук: от нефтехимии, машиностроения и энергетики до агробиотехнологий и строительства. Для этого не просто необходимы кадры самого высокого уровня - наша система образования должна их готовить массово», - указал Раис республики.
Рустам Минниханов отметил, что в высшей школе республики по инженерно-техническим специальностям сегодня обучается порядка 60 тыс. человек. В прошлом году выпуск студентов инженерно-технического профиля превысил 11 тыс. человек, из них свыше 70% трудоустроено по специальности. В текущем учебном году вузам из республики для приема на программы бакалавриата и специалитета по инженерно-техническим специальностям выделено более 13 тыс. мест.
«Мы располагаем развитой сетью школ и университетов, которым предоставлены достаточные ресурсы. Но нам следует переосмыслить и системно выстроить работу на всех уровнях образования, а также кардинально усилить взаимодействие профессионального образования с реальным сектором экономики», - добавил Раис Татарстана.
Министр образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин сообщил, что сегодня в детских садах республики педагоги знакомят детей с первоначальными знаниями в области естествознания, математики, физики, химии, космонавтики и конструирования. Во всех дошкольных образовательных организациях с воспитанниками проводятся «Часы Науки», а для воспитателей - конкурсы педагогического мастерства. Ежегодно воспитанники детских садов участвуют в межрегиональном чемпионате «Юный мастер».
Продолжается реализация федерального проекта «Билет в будущее». Обучающиеся 6-11 классов посещают профессиональные образовательные организации, проходят диагностическое тестирование и осуществляют профессиональные пробы. Соглашения со 115 школами республики и 13 организациями допобразования заключили 76 предприятий.
В 2023 году утверждена Концепция развития системы предпрофильной подготовки и профильного обучения Республики Татарстан до 2030 года «Успех». В ее рамках определена типология профильных классов, связанных с развитием научно-технического и инженерного направлений. Создано 8 детских технопарков «Кванториум», оснащенных современным оборудованием. Здесь дети изучают лазерные технологии, нейротехнологии, программирование и 3D-моделирование.
В центрах технического творчества республики занимаются более 46 тыс. детей и школьников, что составляет менее 10% от всех обучающихся. Стоит задача кардинально увеличить эту цифру. Особой популярностью пользуются начальное моделирование, робототехника и программирование.
Более 350 школ республики реализуют образовательные программы в рамках взаимодействия «школа - профессиональное образование - работодатель».
Глава Минобрнауки РТ заметил, что получение инженерного образования невозможно без освоения выпускниками школ предметов физико-математического и естественно-научных циклов на высоком уровне. В течение ряда лет наблюдается уменьшение количества 11-классников, выбиравших для сдачи ЕГЭ такие предметы, как профильная математика, физика и химия. Однако благодаря профориентационной работе, тесному взаимодействию с вузами и предприятиями, начиная с прошлого года, отмечается рост числа желающих сдавать ЕГЭ по этим предметам.
Подготовку специалистов по инженерно-техническим специальностям в республике осуществляют 67 учреждений СПО. Ежегодный выпуск из них составляет более 10 тыс. человек. Федеральный проект «Профессионалитет» - один из этапов проводимой реструктуризации системы среднего профессионального образования, в ходе которого перезагрузка системы СПО происходит по отраслевому принципу. На сегодняшний день победителями федерального проекта стали 18 профессиональных образовательных организаций республики, из них 8 - инженерно-технической направленности.
Из 45 вузов и их филиалов, ведущих подготовку кадров в республике, 27 осуществляют подготовку специалистов по инженерно-техническим направлениям. По ним обучается более 55 тыс. студентов или около 40% от всего контингента. Ежегодный выпуск составляет около 11 тыс. человек. Для повышения доступности высшего образования ежегодно прорабатывается вопрос увеличения бюджетных мест. На предстоящий 2025/2026 учебный год республиканским вузам выделено более 23 тыс. бюджетных мест. Более половины от этого объема - на инженерно-технические направления подготовки.
Количество выпускаемых инженеров из вузов республики в целом способно удовлетворить потребности татарстанских предприятий. Сегодня речь идет о структуре направлений подготовки инженерных кадров, их качестве и мотивированности к работе на предприятиях реального сектора экономики.
Министр труда, занятости и социальной защиты республики Эльмира Зарипова отметила, что Татарстан занимает 4 место в рейтинге регионов по доле инженеров в общем числе инженеров России. На республику приходится 5,3% - это 311 тыс. человек, занятых на специальностях инженерно-технического профиля. Из них специалисты среднего уровня квалификации - 178 тыс. человек (57%), специалисты высшего уровня квалификации - 133 тыс. (43%).
Предприятиями республики размещено на портале «Работа в России» 47 тыс. вакансий, из них 5 тыс. - инженерно-технические специальности. В тройку самых востребованных профессий входят инженер по автоматизированным системам управления, системный инженер, оператор ЧПУ.
Ранее по поручению Рустама Минниханова в республике запущен проект «Физико-математический прорыв», нацеленный на повышение качества подготовки школьников по математике и физике, повышение интереса молодого поколения к естественно-научным дисциплинам. Подробнее об этом рассказал ректор Университета Иннополис Александр Гасников. В рамках данного проекта для 5-7 классов организуются математические кружки - групповые очные занятия с педагогами и удаленные занятия со студентами-победителями олимпиад. В 2024/2025 учебном году открыто 100 кружков, в которых учатся 1224 учеников.
Для 7-9 классов предусмотрены физико-математические классы - программа углубленного изучения математики по методике ведущих математиков страны, методическое сопровождение учителей при помощи менторов-преподавателей. На сегодня в 20 физико-математических классах обучаются 474 ученика.
Для оценки эффективности проекта для детей подготовили и провели 2 тестирования - в октябре 2024 года и в мае 2025-го. Если осенью 20% учащихся тест прошли неудовлетворительно, то уже весной этот показатель сократился до 1,5%. А количество учеников, которые получили оценки «хорошо и отлично», выросло с 50% до 75%.
Александр Гасников заметил, что к 2027 году ожидается увеличить число математических кружков до 300, количество физико-математических классов - до 60. Охватить планируется 4 тыс. школьников. Задача на перспективу - распространить проект на другие предметы естественно-научного цикла, прежде всего на химию.
В целях повышения объемов и качества инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики республики вузы принимали участие в конкурсных отборах на получение грантов из федерального бюджета на создание и поддержку программ развития передовых инженерных школ. В результате ПИШ созданы на базе пяти вузов республики. В ходе совещания руководители учебных заведений рассказали о перспективах развития своих передовых инженерных школ: партнерстве с высокотехнологичными компаниями, создании новых научно-технологических и экспериментальных лабораторий, опытных производств, разработке новых программ опережающей подготовки инженерных кадров.
Так, ректор Казанского федерального университета Ленар Сафин сообщил, что сегодня в вузе по инженерным специальностям обучаются 7,8 тыс. студентов. В процессе занято 975 преподавателей. На оборудование в последние годы направлено свыше 12 млрд рублей. Из 20 основных подразделений КФУ 13 связаны с программами инженерного образования.
Ленар Сафин напомнил, что проект передовой инженерной школы «Кибер Авто Тех» реализуется совместно с «КАМАЗом». Работа ведется по трем направлениям: интеллектуальный автомобиль, технологии интеллектуальных производств и автотранспорт на новых экологичных видах топлива. В 2024 году было создано и оснащено 2 центра коллективного пользования, доукомплектовано 9 специализированных образовательных пространств. Три из них размещены на территории Центра электроники и элементов питания «КАМАЗ». Они используются для реализация совместных уникальных научных проектов и проведения практик студентов.
В перспективе вуз планирует открыть совместные инжиниринговые центры с «СОЛЛЕРСом» и «Автовазом», создать НПО ПИШ по арктическим автомобилям с КАМАЗом, а также организовать совместные лаборатории с Альянсом участников телематической индустрии Китая (TIAA), Сычуаньским университетом, Университетом электронных наук и техники в городе Чэнду. В планах до 2029 года - завершить строительство общежития и кампуса, а к 2030 году - стать лучшей школой по подготовке инженеров в автомобилестроении.
«Важно, что кроме проекта ПИШ, в мае этого года Казанский федеральный университет победил в конкурсе грантов Минобрнауки России на создание и развитие инжиниринговых центров, - подчеркнул Ленар Сафин, завершая выступление. - Основные направления Центра будут связаны с гетерогенными катализаторами и малотоннажной химией для нефтегазовой отрасли. Объём финансирования составил 250 млн рублей на два года».
Грант будет использован для создания опытного производства совместно с индустриальными партнерами «СИБУР» и «Газпромнефть». Также планируется реализация проектов и с рядом других индустриальных партнеров.