Сегодня Раис Татарстана Рустам Минниханов принял участие в заседании Президиума Государственного совета РФ, посвященном реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Провел заседание в режиме видеоконференцсвязи Президент Российской Федерации Владимир Путин.
Основные темы для обсуждения – меры по улучшению жилищных условий граждан, обновление муниципальной инфраструктуры и общественных пространств для создания комфортной среды, повышение качества услуг в сфере ЖКХ, развитие дорожной сети и работа общественного транспорта
Так, Владимир Путин потребовал навести порядок в сфере семейной ипотеки, заявив о недопустимости взимания банками дополнительных комиссий с ипотечников.
«…Далеко не все граждане, семьи, которые имеют право на льготные ипотечные кредиты, решаются их взять. Банки облагают их дополнительными комиссиями от 5% до 10%. Здесь необходимо навести, конечно, порядок. Тем более что государство выделяет банкам финансовые ресурсы на выдачу таких кредитов», – подчеркнул Владимир Путин.
В ходе заседания Президент России отметил, что «работа по формированию комфортной среды для жизни уже активно идёт в регионах. У нас сегодня на связи субъекты федерации, где реализуются такие инфраструктурные проекты. Давайте приступим к работе. Слово – Марату Шакирзяновичу Хуснуллину. Я знаю, что он готов и сам сказать несколько слов, и передать эстафету как раз в регионы, которые расскажут о том, как идет работа у них в муниципалитетах».
С докладом выступил председатель комиссии Госсовета РФ «Инфраструктура для жизни», Раис Татарстана Рустам Минниханов.
Тезисы выступления Рустама Минниханова:
Строительная отрасль является одной из ключевых в развитии экономики страны. В то же время сегодня рынок жилья испытывает трудности. С начала года отмечается снижение запуска новых проектов на 23 %, объема ввода многоквартирного жилья - на 18 %, выдачи ипотеки - на 53%. Такая тенденция может привести к дефициту жилья в 2027-2028 гг. и росту цен на него. Ключевая задача – повысить доступность жилья. Основной инструмент для обеспечения молодых семей жильем – семейная ипотека.
От имени регионов хочу поблагодарить Вас, уважаемый Владимир Владимирович, за продление данной программы до 2030 года. Однако есть ряд факторов, сдерживающих ее развитие. Во-первых, предельный размер семейной ипотеки составляет всего 6 млн рублей. Это покрывает только половину от стоимости самого востребованного варианта жилья – двухкомнатной квартиры. Остальная часть оплачивается по рыночной ставке. Для покупки такой квартиры доход семьи должен быть не менее 320 тыс. руб. в месяц, что в 5 раз больше средней заработной платы, например, у нас, в Татарстане. Поэтому предлагаем дифференцировать лимит по субъектам страны исходя из средней стоимости квадратного метра, утверждаемой Министерством строительства России, и количества членов семьи.
Такое предложение внесли 38 регионов.
Во-вторых, просим распространить условия семейной ипотеки на семьи с детьми хотя бы до 14 лет, а также на семьи участников и ветеранов специальной военной операции.
Правительство страны повысило уровень компенсации банкам, выдающим семейную ипотеку. В то же время банки для снижения рисков и повышения маржинальности продолжают брать комиссию, которая доходит до 20%. Она взымается с застройщика, которую тот перекладывает на покупателя. Обращаемся к Правительству страны и Центральному Банку о введении действенного механизма контроля за выполнением банками принятого Стандарта защиты прав и законных интересов ипотечных заемщиков.
Это предложение внесли 23 региона.
Совместно с руководством «Ростеха» мы обратились в Ваш адрес, уважаемый Владимир Владимирович, о строительстве арендного жилья для работников промышленных предприятий. Вопрос обеспеченности кадрами стоит достаточно остро. Только в Татарстане потребность в кадрах на ближайшие 7 лет оценивается в 59 тыс. человек для крупных промышленных предприятий. Без арендного жилья решить эту проблему невозможно.
Просим Правительство России совместно с Центральным Банком разработать механизм фондирования по строительству такого арендного жилья. Предложение внесли 25 регионов.
Для более эффективной работы застройщиков и их взаимодействия с банками предлагаем, во-первых, обеспечить упрощенный механизм смены банка застройщиком при проектном финансировании. Предложение внесли 29 регионов. Во-вторых, ввести мораторий (запрет) на применение санкций банками к застройщикам при изменении условий реализации проекта. Предложение внесли 27 регионов.
За 2024 год средний уровень покрытия задолженности средствами на эскроу-счетах снизился на 13 процентных пунктов. Это привело к удорожанию средней ставки по проектному финансированию до 10% годовых. Исходя из того, что дом строится 2,5 года – проценты к уплате составят до 40% от стоимости проекта. Поэтому предлагаем возобновить субсидирование процентной ставки по кредитам в рамках проектного финансирования. Данное положение действовало в 2022 и 2023 годах. Это предложение внес 21 регион.
Актуальный вопрос – подключение построенного объекта к сетям. Предлагаем обеспечить прозрачные условия при формировании цены на строительство объектов коммунальной инфраструктуры со стороны ресурсоснабжающих организаций. При определении стоимости строительства обязательным условием должно быть использование ресурсно-индексного метода формирования сметных расчетов. Второе - сократить сроки подключения к инженерным сетям.
Ситуация в жилищном строительстве может привести к оттоку кадров и снижению потенциала строительной отрасли. Для ее сохранения следует сделать акцент, в том числе и на стимулировании промышленного строительства. Хорошим инструментом являются инфраструктурные облигации ДОМ.РФ. Для увеличения объемов реализации проектов в регионах предлагаем довести общий лимит по инфраструктурным облигациям до 300 млрд руб., изменить условия финансирования по новым проектам, увеличив субсидию до 2/3 ключевой ставки Банка России, установить регионам возобновляемый лимит для направления средств на новые проекты после погашения займов.
По новым национальным проектам плановые объемы жилищного строительства увеличатся и за 6 лет превысят 630 млн кв. м. При этом на данный объем жилья запланировано строительство всего 150-ти школ и 100 детских садов.
Действующая процентная ставка не позволяет инвесторам строить социальные объекты даже в тех субъектах, где ранее они это делали. Несмотря на текущее снижение объемов ввода жилья на 18%, запланированного количества социальных объектов недостаточно. Важно довести объемы строительства социальных объектов в рамках нацпроектов до уровня ввода жилья, установленного федеральным центром. В результате увеличения площади построенных квартир растет обеспеченность жильем. В связи с этим нужно пересмотреть нормативы строительства и доступности социальной инфраструктуры исходя из числа зарегистрированных проживающих людей, а не только объемов вводимых квадратных метров. Так при сдаче в эксплуатацию жилых комплексов требуется строительство отдельно стоящих паркингов. Предлагаем разрешить отсрочку их строительства с учетом уровня заселения домов для снижения нагрузки на застройщика. Сегодня в городах предусмотрена обязательная пешеходная доступность социальных объектов. При этом в крупных городах обеспечена высокая транспортная доступность и мобильность населения.
В связи с этим предлагаем разрешить субъектам устанавливать возможность нормативного регулирования доступности социальных объектов с учетом фактически зарегистрированных жителей и их транспортной доступности.
В условиях сложившейся застройки невозможно нарастить мощности существующего социального объекта, не нарушив требования СанПиНа по увеличению площади его земельного участка. В связи с этим предлагаем разрешить реконструкцию школ и детских садов в существующей застройке без увеличения площади земельного участка. Регулярные изменения нормативов ведут к перепроектированию типовых объектов и их удорожанию. Так за последние 5 лет стоимость 1 ученического места увеличилась в 2 раза и составила 2 млн руб. К примеру, 30 лет назад площадь школы на 1,5 тыс. мест составляла 15 тыс. кв. м, сейчас – почти 30 тыс. кв. м. Предлагаем пересмотреть в сторону снижения существующие нормативы, учитывать в них не площади строительства, а их объемы, а также установить мораторий на изменение нормативов сроком на 5 лет.