Сегодня в Доме Правительства РТ состоялся брифинг по вопросам противодействия финансовому мошенничеству в банковском секторе.
Управляющий Отделением – Национальным банком по РТ Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ Марат Шарифуллин сообщил, что в прошлом году кибермошенники украли у россиян почти 16 млрд рублей. За первые шесть месяцев текущего года этот показатель составил 9 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года размер потерь увеличился на 11%.
«Что делают Банк России и финансовый сектор, чтобы этого не происходило? Прежде всего, это меры технического характера. В целом по стране за 2023 год пресечено почти 35 млн попыток похитить средства со счетов клиентов на сумму почти 6 трлн рублей. За первое полугодие 2024 года банки отразили уже более 30 млн таких попыток, предотвратили хищение более 4 трлн рублей», - сказал спикер.
Активно разрабатываются новации в противодействии мошенничеству. Так, в июле 2024 года вступил в силу разработанный при участии Банка России закон. Он направлен на усиление защиты людей от кибермошенников и повышение финансовой ответственности банков.
Отныне банки обязаны приостанавливать на два дня переводы, если информация о получателе денег содержится в специальной базе данных Банка России о попытках мошеннических операций. О причинах приостановки операции банк уведомит клиента. В случае, если банк не приостановит перевод денег на счет из упомянутой базы, то ему придется вернуть клиенту деньги в течение 30 календарных дней после получения заявления пострадавшего.
Банки также должны приостанавливать переводы и предупреждать клиента, что платеж может быть предназначен злоумышленникам, если замечены признаки мошеннических операций. Такие признаки установлены Банком России. Например, человек проводит платежи в нетипичное для себя время. Или в отношении получателя денег возбуждено уголовное дело. Но если человек подтверждает перевод, то банк исполнит его при отсутствии сведений о получателе денег в базе данных Банка России.
Кроме того, теперь банки обязаны отключать доступ к дистанционному обслуживанию клиентам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег. Их платежные инструменты будут блокироваться, если от правоохранительных органов поступили сведения об участии человека в мошеннической схеме. Эти меры нужны для того, чтобы усилитьзащиту людей от действий злоумышленников. Блокировка электронных средств платежа помогает прервать цепочку вывода и обналичивания похищенных денег.
Также Банк России взаимодействует с операторами связи, регистраторами доменных имен и уполномоченными ведомствами для блокировки телефонных номеров и интернет-ресурсов, которые используют мошенники. В 2023 году Банк России направил операторам связи для последующей блокировки более 570 тыс. номеров телефонов, с помощью которых злоумышленники осуществляли хищение средств у граждан. За 2023 год в адрес уполномоченных органов направлена информация о более чем 38 тыс. мошеннических интернет-ресурсах, чтобы их заблокировать. В том числе инициировано ограничение доступа почти к 4,5 тысяч мошеннических страниц (групп) в социальных сетях и к 35 мошенническим приложениям.
За первое полугодие 2024 года на блокировку направлена информация о 24,5 тыс. мошеннических сайтах и страницах в социальных сетях, а операторам связи – информация о более 100 тыс. телефонных номеров, которые использовали злоумышленники.
Заместитель начальника отдела по раскрытию мошенничества УУР МВД по РТ Рафаэль Мусаев сообщил, что за 9 месяцев 2024 года в органах внутренних дел Республики Татарстан зарегистрировано 25 тыс. 395 преступлений в сфере информационных технологий, что на 44,8% выше, чем за аналогичный период прошлого года, расследовано 4028 случаев.
В последние года участились случаи хищений, при которых злоумышленники осуществляют звонки гражданам, представляясь при этом сотрудником службы безопасности банка и сообщают потерпевшему о несанкционированном доступе к его счету либо встречаются факты рассылки сообщений от имени банков. В дальнейшем, в ходе разговора мошенник просит назвать реквизиты банковской карты. Рафаэль Мусаев напомнил, что ни при каких обстоятельствах не следует называть пароли и коды доступа к банковским картам и счетам, указанным на оборотах карты и в смс, поступивших на телефон. Ни один из представителей банка не запросит данную информацию.
Спикер рассказал и о других часто встречающихся способах обмана татарстанцев. В их числе рост преступлений, связанных со взломом аккаунтов «Госуслуг»; мошенничества, совершаемые при купле-продаже товаров на сайтах бесплатных объявлений; мошенничества при покупке товара на сайтах интернет магазинов; мошенничества, совершаемые под предлогом инвестирования, получения пассивного заработка, приобретения криптовалют; мошенничества в социальных сетях и т.д.
«Необходимо быть внимательным, узнавать больше о существующих мошеннических схемах. Убеждайтесь в достоверности информации, полученной в ходе телефонного разговора и интернет переписки с неизвестными, которые могут представляться родственниками, сотрудниками правоохранительных органов, представителями операторов сотовой связи и банковских учреждений, знакомыми и прочими лицами. Перезванивайте родственникам и знакомым, от чьего имени действуют незнакомцы. В случае малейших подозрений немедленно сообщайте об этом в правоохранительные органы по телефону „02“ и „112“», - сказал Рафаэль Мусаев.
Прокурор отдела по надзору за производством дознания и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры Республики Татарстан Булат Галимуллин сообщил, что ежедневно в республике жертвами дистанционных хищений становятся около 50 человек, а причиненный им ущерб в отдельных случаях достигает 20 млн рублей. Только силами органов правопорядка не получится исправить ситуацию, считает спикер, требуется совместная работа всех органов власти, контролирующих служб, банков. «Необходимо активизировать работу с населением, усилить профилактическую деятельность», - сказал он.
Заместитель министра труда, занятости, социальной защиты РТ Наталья Бутаева заметила, что жертвами мошенников как правило становятся пожилые люди. Поэтому органы соцзащиты постоянно проводят с ними разъяснительную работу, повышают финансовую грамотность.