Официальный Татарстан

Рустам Минниханов: Татарстан – экономически развитый регион, поэтому развитие дорог имеет приоритетное значение

28.04.2023

Сегодня в «Казань Экспо» состоялось заседание президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в рамках научно-практической конференции Росавтодора «Эффективные подходы к реализации дорожной деятельности на территории субъектов Российской Федерации». В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков. 

Рустам Минниханов в своем выступлении отметил о развитии дорожной инфраструктуры республики, в том числе автодорог Опорной сети. Далее приводим текст выступления Раиса республики:

Сегодня в Татарстане сеть дорог превышает 40 тыс. км, продолжается развитие и модернизация объектов дорожного хозяйства. При поддержке Правительства Российской Федерации в республике реализуются крупномасштабные федеральные проекты. Это строительство трассы М-12, строительство автомагистрали «Казань-Екатеринбург» (обход Набережных Челнов и Нижнекамска), в рамках соединения 2 транспортных коридоров М-7 и М-5 ведется строительство автодороги «Алексеевское – Альметьевск» с использованием механизма государственно-частного партнерства. Реализация указанных проектов позволит создать новые логистические маршруты, соединяющие республику с регионами Поволжья, центральной России и Урала, а также придаст дополнительный импульс к развитию межрегиональной кооперации в рамках санкционных ограничений. По завершении этих масштабных проектов важно восстановить сеть региональных и местных дорог, которые сегодня активно используются для их строительства. 

В ходе заседаний оперативного штаба под руководством Марата Шакирзяновича Хуснуллина каждый регион получил возможность защитить и профинансировать важные региональные проекты. Так, за счет инфраструктурного бюджетного кредита и федеральных средств в Казанской агломерации строятся новые транспортные артерии: строительство Вознесенского тракта и дублера Горьковского шоссе, реконструкция Горьковского шоссе. Это большая работа, мы в данном направлении движемся. 

В рамках заседаний комиссии Госсовета по строительству, которую я возглавляю, регионы отмечают необходимость финансирования строительства дорожной инфраструктуры, как одного из условий достижения планов по вводу жилья. Мы благодарны Президенту страны В.В. Путину за своевременную поддержку по опережающему финансированию. По решению штаба республике запланировано выделить средства на ремонт 99 км дорог и строительство автомобильной трассы «Алексеевское – Альметьевск». Надеемся также на поддержку в вопросе перераспределения финансирования крупных объектов Казанской агломерации.

Новые магистрали республики войдут в состав Опорной сети Российской Федерации, которая соединяет центры экономического роста и столицы субъектов страны, обеспечивает бесшовный логистический поток. 

Отмечу, что в Татарстане протяженность автодорог Опорной сети уже превышает 2,6 тыс. км. Татарстан – экономически развитая республика. Объем промышленного производства в прошлом году превысил 4,6 трлн рублей. Поэтому для нас развитие дорог, в первую очередь Опорной сети, имеет приоритетное значение. Опорная сеть в Татарстане связывает наши крупнейшие агломерации – Казанскую, Камскую и Альметьевскую, территории республики, разделенные Волгой и Камой.

Опорная сеть также способствует развитию транспортных коммуникаций между Татарстаном и соседними регионами, сокращению перепробега транспорта по направлениям Север-Юг и Запад-Восток. Цель – к концу 2024 года привести в нормативное состояние 85% дорог, входящих в Опорную сеть. 

Для планирования мероприятий по приведению в нормативное состояние Опорной сети - в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина - в Татарстане сформирована 5-летняя программа дорожных работ. На дорогах Опорной сети планируется отремонтировать более 130 км полотна и увеличить их несущую способность до 11,5 тонн на ось.

Пятилетняя программа должна создать условия для загрузки собственного машиностроения и стимулирования использования отечественной техники. Предлагаем предусмотреть для закупки российской дорожно-строительной техники механизм льготного лизинга и кредитования по аналогии с программами, работающими в сельском хозяйстве. 

Важно обеспечить качество и сроки выполнения дорожных работ. Для этого мы активно внедряем новые материалы и технологии, включенные в реестр профильного дорожного института. В прошлом году материалы из данного реестра применялись на всех объектах нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Эту практику мы продолжим и в будущем.

Использование дорожными организациями современных инновационных материалов позволяет продлить срок жизни дорог. В результате должен быть обеспечен положительный бюджетный эффект за счет ужесточения требований к подрядчикам по гарантийным срокам эксплуатации дорог и, как следствие, увеличения межремонтных интервалов. Также хочу упомянуть, что в нашей республике действует единая служба заказчика, как в дорожной отрасли, так и в строительной. Мы готовы поделиться опытом организации этой работы с другими регионами.

В качестве дальнейшего развития Федеральной опорной сети предлагаем формировать Опорную сеть региона. Ее основой должны стать трассы, соединяющие районные центры друг с другом и со столицей субъекта, дороги к крупным промышленным, сельскохозяйственным и туристическим объектам, а также магистрали между соседними регионами.

Сегодня при проектировании автодорог отсутствует возможность включения в проектную документацию сопутствующей инфраструктуры – заправок, площадок для сервиса и отдыха, где может работать малый бизнес. Считаем целесообразным синхронизировать процессы проектирования дорог и прилегающей инфраструктуры. Это позволит обеспечить комфорт для водителей и пассажиров и создаст новые возможности для развития МСП.

В Татарстане большое внимание уделяется дорогам местного значения. Уже порядка 10 лет в программном формате осуществляется ремонт улично-дорожной сети, приведение в нормативное состояние сельских улиц с переходным покрытием, обустройство подъездов к детским лагерям, семейным фермам, животноводческим комплексам и садоводческим товариществам. Такой подход позволяет ежегодно строить и ремонтировать не менее 700 км дорог на сельских территориях, повышать качество жизни наших сельчан - это 930 тыс. человек. Очень важно учитывать интересы сельских жителей при формировании федеральных дорожных программ. Это необходимое условие для обеспечения продовольственной безопасности нашей страны.

Марат Хуснуллин отметил, что в стране приведено в нормативное состояние 50% региональных дорог - это порядка 500 тыс. км. При этом 18 регионов не дотягивают до этого показателя. «В то же время Республика Татарстан довела этот показатель до 80%. Но есть те, кто не занимался этими вопросами. Поэтому в этом направлении нужно еще очень много работать. Еще один важный блок - муниципальные дороги. Может они не такие загруженные по трафику, но они касаются каждого жителя, каждого населенного пункта. Таких дорог у нас более 1 млн км. Это основная тема, которой также необходимо заниматься», - сказал вице-премьер РФ. 

Отдельно Марат Хуснуллин остановился на теме развития транспортного коридора «Север - Юг». Он отметил, что в данном проекте заинтересованы партнеры России из государств исламского мира. В частности, эти вопросы планируется обсудить в рамках предстоящего KazanForum, который пройдет уже в мае.  

В завершение заседания Марат Хуснуллин отметил регионы, добившиеся наибольших успехов в реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2022 году. Одним из лидеров стала Республика Татарстан.


Пресс-служба Раиса РТ, Булат Низамеев.