Официальный Татарстан

Рустам Минниханов: Современная транспортная инфраструктура способствует эффективному развитию нашей республики

14.10.2022

Сегодня в «Казань Экспо» состоялось совместное заседание международной специализированной выставки-форума «Дорога-2022» и Комиссии Госсовета РФ по направлению «Транспорт». В работе приняли участие заместитель Председателя Правительства России Марат Хуснуллин, помощник Президента России Игорь Левитин, Президент Татарстана Рустам Минниханов, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, а также руководители ряда регионов России. 

Игорь Левитин зачитал приветствие Президента России Владимира Путина к участникам форума-выставки «Дорога-2022». «Дорожное хозяйство является важной, неотъемлемой составляющей единой транспортной системы страны, от эффективной работы которой во многом зависит бесперебойное сообщение между регионами, социально-экономическое развитие и качество жизни людей», - отметил Глава Государства. 

По видеосвязи к участникам форума обратился Премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Он отметил, что неслучайно крупнейшее отраслевое мероприятие проводится в Казани. «Через столицу Татарстана планируется проложить стратегический транспортный маршрут из Европы в Западный Китай. Чуть более двух лет назад здесь в ходе нашей рабочей поездки с Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным был дан старт строительству первого участка автомагистрали М-12 от Москвы. По решению Президента в дальнейшем она будет продлена до Екатеринбурга и далее – до Челябинска. Правительство оказывает необходимую поддержку, чтобы работы велись опережающими темпами, в том числе и при возведении самого длинного моста на трассе – через Волгу», - подчеркнул он. 

Глава Правительства России заметил, что в условиях беспрецедентного санкционного давления значимость таких транспортных артерий, обеспечивающих жизнедеятельность основных отраслей, выходит на новый стратегический уровень. 

Марат Хуснуллин сообщил, что сегодня состоялось открытие очередного участка трассы «Москва – Казань – Екатеринбург». «Это пример того, что когда мы хотим - мы можем. Никогда мы в стране 830 км дороги первой категории за 3 года не строили. Это пример слаженной работы заказчиков, губернаторов, подрядчиков, проектировщиков - все мы работаем, как одна команда. Такие крупные проекты нужно продлевать», - уверен вице-премьер РФ. 

Он также подчеркнул важность концессионных соглашений для развития дорожной сети. В качестве примера Марат Хуснуллин привёл опыт Татарстана: «Могу сказать, что дорогу, примыкающую к М-12, много лет строил частный предприниматель за свои деньги. Когда мы начали строить М-12 - нам же важно, чтобы она была наполнена прилегающими дорогами - мы приняли решение построить ее как концессионную. Мы дали с федерального бюджета 33%. Остальные 33% - регион и 33% - сам инвестор. За 33% федеральных вложений мы получаем 150 км первоклассной дороги».

В рамках своего выступления Рустам Минниханов обозначил крупные проекты транспортной инфраструктуры, реализуемые сегодня на территории республики, отметил преимущества инфраструктурного меню, а также предложил синхронизировать планы дорожного и жилищного строительства. Далее приводим текст выступления Президента Татарстана: 

«Прежде всего хочу поблагодарить организаторов международной выставки-форума „Дорога-2022“ за выбор Республики Татарстан для проведения этого значимого события. Для нас выставка „Дорога“ имеет особое значение. Это первое мероприятие, которое было проведено при открытии „Казань Экспо“ в 2018 году. Отмечу, что республика на площадке „Казань Экспо“ всегда готова принимать данный форум. Также от всей души поздравляю работников дорожной отрасли с профессиональным праздником. Дороги - это наша экономика, наше будущее. 

Сегодня Татарстан – один из наиболее промышленно развитых регионов Российской Федерации. По итогам текущего года ВРП составит 3,7 трлн рублей, объем отгруженной продукции – 4,4 трлн рублей, объем инвестиций в основной капитал – 750 млрд рублей. Эти результаты во многом обусловлены современной транспортной инфраструктурой. Сегодня в республике сеть дорог превышает 40 тыс. км, продолжается развитие и модернизация объектов дорожного хозяйства.

При поддержке Правительства Российской Федерации в Татарстане реализуется ряд крупнейших федеральных проектов. Это строительство трассы М-12 и дороги М-7 с обходом Нижнекамска и Набережных Челнов. Их реализация позволит к 2025 году практически вдвое увеличить протяженность дорог первой категории и создать новые мостовые переходы через реки Волга и Кама.

Также для соединения двух федеральных трасс М-7 и М-5 ведется строительство автомобильной дороги „Алексеевск - Альметьевск“ в рамках трассы „Шали- Бавлы“. Это первый в республике проект государственно-частного партнерства в дорожной сфере. Новые дороги свяжут республику скоростным автомобильным сообщением с регионами Поволжья, Центральной России и Урала, а также дадут дополнительный импульс к развитию промышленного потенциала республики. По завершении этих масштабных проектов важно обратить внимание на сеть региональных и местных дорог.

Новые магистрали республики войдут в состав Опорной сети Российской Федерации, которая соединяет центры экономического роста и столицы субъектов страны, обеспечивает бесшовный логистический поток. Отмечу, что в Татарстане протяженность автодорог федеральной Опорной сети уже превышает 2,6 тыс. км. Включение дорог в Опорную сеть позволяет определить первоочередность выполнения дорожных работ и к концу 2024 года привести в нормативное состояние 85% входящих в нее дорог. 

Понимая важность дорожной инфраструктуры, мы сформировали Опорную сеть Татарстана. Ее основой стали трассы, которые соединяют районные центры друг с другом и со столицей республики, дороги к крупным промышленным, сельскохозяйственным и туристическим объектам, а также магистрали между Татарстаном и соседними регионами. Мы готовы поделиться своим опытом по формированию региональной Опорной сети.

Помимо дорог Опорной сети, в Татарстане большое внимание уделяется дорогам местного значения и дорожно-уличной сети населенных пунктов. Ощутимой поддержкой здесь стал нацпроект “Безопасные качественные дороги“. В республике его мероприятия реализуются в 3 крупнейших агломерациях и на региональной сети. С начала реализации нацпроекта отремонтировано более тысячи км дорог. Благодаря этой работе доля дорог, соответствующих нормативам в агломерациях, составила 83%, а на региональной сети - более 50%. 

Особое внимание мы уделяем состоянию дорог в сельской местности. Уже около 10 лет в программном формате осуществляется ремонт улично-дорожной сети, приведение в нормативное состояние сельских улиц с переходным покрытием, обустройство подъездов к детским лагерям, семейным фермам, животноводческим комплексам и садоводческим обществам. Такой подход позволяет ежегодно строить и ремонтировать не менее 700 км дорог на сельских территориях. Понимая необходимость сохранения сети местных дорог и повышения качества жизни сельчан, предлагаю рассмотреть возможность использования опыта регионов при формировании соответствующих федеральных программ.

Отдельные слова благодарности хочу выразить Правительству Российской Федерации за внедрение инфраструктурного меню. В рамках оперативного штаба под руководством Марата Шакирзяновича Хуснуллина каждый регион получил возможность защитить и профинансировать важные региональные проекты. Так, за счет инфраструктурного бюджетного кредита и федеральных средств в Казанской агломерации строятся новые транспортные артерии. Это три новые вылетные трассы и продолжение строительства Большого Казанского кольца. Реализация этих проектов позволит снизить напряженность движения на выездах и въездах в Казань и будет способствовать развитию жилищного строительства рядом с агломерациями. 

В рамках заседаний комиссии Госсовета по строительству, которую я возглавляю, регионы отмечают необходимость синхронизации планов дорожного и жилищного строительства. Это одно из условий достижения национальной цели, обозначенной Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным, по ежегодному вводу 120 млн кв. м жилья. В этой связи мы будем и далее тесно взаимодействовать с комиссией Госсовета по транспорту с целью достижения поставленной Президентом страны задачи.

В рамках поручений Президента Российской Федерации мы перешли к формированию пятилетнего плана дорожного строительства. Это позволило систематизировать работу по достижению показателей нацпроекта „Безопасные качественные дороги“ и запланировать мероприятия по приведению в нормативное состояние Опорной сети автодорог. Отмечу, что реализация данных мероприятий должна быть подкреплена прогнозным финансированием, как из регионального, так и федерального бюджета.

Уважаемые коллеги! С учетом текущей геополитической обстановки одной из приоритетных задач является обеспечение технического и технологического суверенитета. Отмечу, что Татарстан обладает развитым машиностроительным и нефтехимическим комплексами. Мы должны участвовать в этой работе, чтобы быстрее адаптировать нашу технику и материалы, меньше зависеть от импорта. 

Остановлюсь на теме весового контроля. Мы должны не только строить, но и беречь наши дороги. Я считаю, что современные цифровые технологии позволяют контролировать этот вопрос. Данные системы помогут нам исключить коррупционные моменты. 

Также, пользуясь случаем, хочу озвучить одну просьбу. Жизнь людей - это самое главное. Но после того, как отменили среднюю скорость, на трассах мы видим напряжение. Просили бы вернуться к данному вопросу и принять решение по установлению средней скорости на наших дорогах».


Пресс-служба Президента РТ, Булат Низамеев.