Официальный Татарстан

Рустам Минниханов выступил перед Владимиром Путиным с докладом о развитии стройотрасли и ЖКХ

21.06.2022

Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов в режиме видеосвязи принял участие в заседании Президиума Государственного Совета РФ по вопросу «О Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года». Заседание провёл Президент России Владимир Путин. В работе также участвовали заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, министр строительства и ЖКХ России ИрекФайзуллин, руководители субъектов страны.

В ходе совещания Президент России Владимир Путин отметил о необходимости строительства миллиардов квадратных метров жилья. По его словам, Россия пока отстаёт от многих стран по уровню обеспеченности жильём граждан.

«Чтобы решить проблему жилья, нам нужны, действительно, сотни миллионов, в общей сложности несколько миллиардов квадратных метров нового жилья. Запрос на такое жильё, а прежде всего на новое качество жизни у людей колоссальный», - сказал Президент России.

Он заметил, что вложенные в этот сектор деньги возвращаются с хорошей отдачей в госбюджет и приносят прибыль банкам и инвесторам. 

Марат Хуснуллин заметил, что Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства является самоокупаемой. «Мы видим, что мультипликативные эффекты от инвестиций в строительной отрасли на 1 вложенный рубль дают 1,47 добавленной стоимости в экономике, из которых 39 копеек - налоги в бюджет. То есть программа самоокупаемая - чем больше мы в нее вкладываем - тем больше получаем», - сказал вице-премьер РФ.

Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин в свою очередь сообщил, что к 2030 году уровень обеспеченности россиян жильем должен составить 34 квадратных метров на человека.

В ходе своего выступления Рустам Минниханов - председатель комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда» - обозначил ряд предложений по дальнейшему развитию строительной отрасли и модернизации жилищно-коммунального комплекса. Приводим текст выступления Президента Татарстана.

«Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! В рамках заседаний комиссии Госсовета России по направлению «Строительство, ЖКХ и городская среда» мы подробно рассматривали проект Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ России до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Все регионы приняли активное участие в данной работе и направили свои предложения. В целом, проект Стратегии поддерживается всеми регионами.

Всему этому предшествовала огромная работа, которую мы провели при Вашей, Владимир Владимирович, поддержке, поддержке Правительства страны, Марата Шакирзяновича и Министерства строительства и ЖКХ России по исполнению решений заседания президиума Госсовета РФ в 2019 году.

В первую очередь, это переход на эскроу-счета по долевому строительству, что позволило обезопасить средства наших граждан. Сегодня в стране порядка 83% жилья строится по правилам эскроу. Механизм эскроу-счетов заработал эффективно. Просили бы сократить время получения средств застройщиками, обеспечив раскрытие счетов после получения заключения о соответствии построенного объекта. Экономия времени в этом случае составит от 2-х недель до 2-х месяцев. Необходимо проработать данный механизм.

Кроме того, в рамках решения проблемы обманутых дольщиков был создан соответствующий фонд. Благодаря этому планомерно снижается напряженность в данном вопросе и вводятся проблемные дома. С 2019 года решены вопросы 107 тыс. дольщиков на сумму 315 млрд рублей.

Принята программа по льготной ипотеке, которая позволила поддержать строительную отрасль в период пандемии. В её рамках выдано 776 тыс. ипотечных кредитов на сумму 2,3 трлн рублей. Уважаемый Владимир Владимирович, хочу от имени всех регионов поблагодарить Вас за программу льготной ипотеки и решение о её продлении до конца т.г. со снижением ставки.

Также принят закон о комплексном развитии территорий, который позволяет более эффективно использовать потенциал внутригородских пространств и существующей инфраструктуры. Это большая поддержка для регионов. Данные и другие меры позволили уже по итогам прошлого года ввести рекордный объем жилья в стране – 92,6 млн кв. м.

Уважаемый Владимир Владимирович! Один из сложнейших для страны вопросов – состояние и развитие системы жилищно-коммунального хозяйства. Это значимая отрасль, работа которой затрагивает каждого жителя страны. Мы неоднократно обсуждали проблемы ее развития на заседаниях нашей комиссии совместно с Маратом Шакирзяновичем. Однако остаются вопросы, которые требуют рассмотрения на Вашем уровне.

Основная проблема – износ сетей. Это следствие накопленного за последние десятилетия недоремонта. По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в стране требуют замены порядка 31% сетей теплоснабжения, более 45% сетей водоотведения и свыше 43% - водоснабжения. Ежегодно по стране ветшает 3% сетей, а фактически обновляется не более 2%. Потребность в финансировании по устранению недоремонта и приведению в нормативное состояние коммунального хозяйства составляет в целом по стране не менее 4,5 трлн руб. 

Уважаемый Владимир Владимирович, мы благодарны Вам за решение, озвученное на Петербургском международном экономическом форуме о необходимости реализации комплексной программы модернизации ЖКХ. В рамках разработки программы необходимо провести детальную инвентаризацию существующей коммунальной инфраструктуры, утвердить конкретные объекты, сроки и объемы работ, чтобы население понимало где и когда будет проведен ремонт. Учитывая высокую капиталоемкость программы, просим увеличить ее до 10 лет: на первые годы выделить не менее 150 млрд рублей, в последующие годы не менее 300 млрд рублей в год.

Эффект от реализации данной программы будет сопоставим с программой капитального ремонта многоквартирного жилья, которая реализуется по Вашему решению, принятому на заседании президиума Госсовета России в Казани в 2007 году. За это время более 28 млн граждан России, проживающих в 220 тыс. домах, улучшили свои жилищные условия.

Для комплексного развития территорий просим предусмотреть ежегодно лимиты финансовых средств, согласно инфраструктурному меню, не менее 250 млрд рублей до 2030 года. Наряду с этим остаются вопросы по обеспечению возврата кредитных средств. Сегодня предусмотрено получение платы за техприсоединение только от застройщиков, которые уже реализуют проекты, без учета перспективы развития территории. Следует предусмотреть возможность строительства инфраструктуры за счет платы за подключение с учетом запаса мощности на весь цикл застройки.

Выражаем благодарность руководству страны за возможность модернизации объектов коммунального хозяйства в рамках нацпроектов «Чистая вода», «Оздоровление Волги». Однако правила расходования бюджетных средств не позволяют финансировать модернизацию объектов, которые находятся в частной собственности. Просим распространить данные меры поддержки и на объекты, которые находятся на балансе частных организаций с долей государственной или муниципальной собственности не менее 51%.

Еще один вопрос, который хотелось бы затронуть – подача подземных вод в сельской местности. В большинстве случаев они подаются абоненту без очистки. Поэтому качество подземных вод не соответствует нормативным требованиям. Строительство станций водоподготовки в малых населенных пунктах требует больших капиталовложений и ведет к значительному увеличению тарифа на водоснабжение. Бо́льшая же часть воды расходуется на полив и хозяйственные нужды. Предлагаем для обеспечения сельского населения качественной водой проводить централизованно техническую воду с локальными точками очистки или же устраивать локальные точки без формирования централизованного водоснабжения.

Основная часть сельских территорий не обеспечена централизованной системой водоотведения. Где сбор и вывоз жидких бытовых отходов осуществляется специализированным транспортом. При этом регулирование тарифов для нецентрализованной системы водоотведения законодательством не предусмотрено. До 2000 года такие тарифы устанавливали субъекты. Кроме того, актуальность данного вопроса обусловлена ростом ввода жилья по ИЖС за последние 5 лет на 83%. Предлагаем определить единый подход к формированию стоимости услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов и рассмотреть возможность введения регулирования тарифов на услуги в нецентрализованной системе водоотведения. Также хотели бы обратиться с просьбой сохранить льготную стоимость подключения индивидуального домостроения к сетям, что дает положительный эффект, особенно при строительстве домов собственными силами. 

В части жилищного хозяйства. Одной из крупных и социально-значимых программ является программа капитального ремонта многоквартирного жилья. Для ее эффективной реализации следует расширить перечень разрешенных видов работ, в т.ч. по ремонту имущества не являющегося общедомовым. Кроме того, необходима синхронизация программы капремонта жилья с программой модернизации коммунальной и транспортной инфраструктуры. 

Считаем необходимым расширить требования к квалификационному отбору подрядных организаций. Мы поддерживаем конкурентную среду и осуществление работ подрядчиками, которые выполняют работу качественно и за меньшие средства. Просим изменить процесс отбора подрядных организаций на выполнение капитального ремонта.

Большие проблемы с капитальным ремонтом домов – объектов культурного наследия. Взносов, накопленных жильцами, недостаточно для проведения работ из-за высокой стоимости. Поэтому на эти дома требуется дополнительные финансовые ресурсы. Также предлагаем по данным объектам упростить требования к проектированию и ремонту, а также сократить до 30 дней сроки прохождения историко-культурной экспертизы.

Важный вопрос – помощь гражданину-собственнику квартиры в контроле качества оказания жилищных услуг. Для этого считаем необходимым расширить полномочия государственного жилищного надзора, установить контроль за деятельностью региональных операторов, подрядных организаций, владельцев спецсчетов, в том числе за накоплением средств. Когда денежные средства, накапливаются на спец-счетах не у регионального оператора, то они могут расходоваться ежегодно. А когда возникает необходимость выполнения дорогих видов работ, например замена лифтов, население обращается к власти и региональному оператору. Кроме того, нужно ввести контроль над управляющими организациями за проведением текущего ремонта. Сегодня управляющие компании могут не полностью расходовать средства, предусмотренные на его проведение.

Считаем важным предусмотреть меры ответственности граждан за не надлежащее пользование общедомовым имуществом, воспитывая таким образом ответственного собственника. Часто жители совершают акты вандализма, оставляя мусор, рисуя надписи и вскрывая помещения общедомового имущества, а устранять последствия обязана управляющая компания. Следует наделить их полномочиями по привлечению к ответственности собственников и пользователей жилья и внести соответствующие изменения в законодательство.

В части эксплуатации жилищного фонда необходимо принять меры по предотвращению взрывов газа в домах. Только в прошлом году в России произошел 31 взрыв. Предлагаем внести изменения в законодательство по обязательной установке в квартирах систем загазованности с автоматическим отключением газа и приточных клапанов на всех окнах.

В отношении собственников из группы риска – выполнить данные мероприятия за счет бюджетных или тарифных источников. Также в целях повышения безопасности эксплуатации газового оборудования нужно возложить обязанности по техобслуживанию единого комплекса газового оборудования на газораспределительные организации с включением расходов в цену поставки газа для населения.

В зоне повышенного внимания, особенно в зимний период, остаются вопросы уборки дворов многоквартирных домов. Основная проблема – слабая техническая оснащенность жилищных организаций. Решением вопроса может быть предоставление льготных кредитов на приобретение спецтехники, используя положительный опыт в агропромышленном комплексе».

Владимир Путин отметил, что в своем докладе Рустам Минниханов обозначил вопросы, актуальные для всех субъектов страны. «Рустам Нургалиевич сейчас выступил не как Президент Татарстана, а как председатель Госсовета по направлению строительство, ЖКХ, городская среда – от есть по сути от имени всего губернаторского корпуса страны. Много было сделано конкретных предложений», - подчеркнул Глава Государства.


Пресс-служба Президента РТ, Булат Низамеев.