Уровень экспорта является главной оценкой качества татарстанской продукции. Необходимо системно вести работу в данном направлении, мотивировать предприятия и развивать новые направления для экспорта, включая сферу халяль. Об этом заявил сегодня Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов на совещании «О задачах по внедрению инноваций и диверсификации производства на предприятиях промышленности».
Мероприятие было организовано на заводе «Казанькомпрессормаш». До начала совещания Рустам Минниханов осмотрел производственные мощности предприятия, ознакомился с ходом модернизации технологических линий и внедрением инновационных методов работы. В частности, Президент осмотрел сборочный цех и испытательный комплекс.
В своём выступлении Рустам Минниханов обозначил основные направления развития республиканской промышленности, включая подготовку кадров, наличие собственных научных разработок, диверсификацию оборонно-промышленного комплекса, развитие малых инновационных предприятий и др. Ниже приводим основные тезисы выступления Президента Татарстана:
Наше совещание проходит на площадке «Казанькомпрессормаш», который является крупным производителем компрессорного оборудования, по статистике занимая 13% рынка России. Компания поставляет свою продукцию ведущим отечественным и мировым компаниям. Хочу пожелать коллективу и ветеранам здоровья и благополучия, предприятию дальнейших успехов в работе. Мы со стороны республики поддержим все ваши начинания.
Важно, что удалось сохранить мощную научно-исследовательскую базу для завода. Совместная работа научного центра с предприятием позволяет создать полный цикл от разработки до производства инновационных продуктов. Сегодня в республике только каждое четвертое предприятие осуществляет технологические инновации. Хотел бы поблагодарить наших коллег из Группы ГМС. За последние годы было направлено 2,4 млрд инвестиций в основной капитал. Это уникальные станки, которые не имеют аналогов в России. Мы видим и культуру производства, и перспективы дальнейшего развития. Мы тоже помогает продвигать продукцию. Но продвигать можно только то, что востребовано и конкурентно на рынке.
Необходимо обратить внимание на НИОКР. Некоторые предприятия вообще этим не занимаются. Если нет НИОКРа, нет разработок – это полная потеря конкурентности. А это значит отсутствие перспектив. Минпромторгу республики необходимо данный вопрос держать на особом контроле.
Сегодня внедрением инноваций занимается лишь единицы наших предприятий. Один из примеров – «КАМАЗ». Компания является лидером в области инновационного развития автотранспорта страны. «КАМАЗ» создает беспилотники, электротранспорт, другие виды низкоуглеродного транспорта. Разработки научно-технического центра «КАМАЗ» позволили Российской Федерации занять в Европе лидирующие позиции по применению электробусов. В рамках своего недавнего визита в республику Председатель Правительства России Михаил Мишустин дал высокую оценку работе автогиганта.
Но есть и случаи, когда компании вместо освоения новых товаров занимаются только модернизацией морально устаревшей продукции. В итоге они ощущают серьёзное снижение уровня производства, невозможность быстро реагировать на падение спроса. Кроме того, ряд предприятий за последние годы потеряли те компетенции, которые у них были. Одна из причин данной ситуации – разрозненность действующей инновационной инфраструктуры. Слабо работает связка «вуз – реальный сектор». Есть положительные примеры в сфере малотоннажной химии, имеются серьезные наработки по авиационному заводу. КФУ благодаря образовательному центру в Набережных Челнах серьёзно занимается проектами «КАМАЗа». Этих наработок, подходов должно быть как можно больше.
Также мы слабо занимаемся патентированием, затрачивая значительные ресурсы на закупку иностранных лицензий. Ранее мы обсудили, что некоторые заказчики выбирают не наш металл, а зарубежный. Лицензиар продвигает свой. Лицензиары должны прислушиваться и адаптировать те материалы, которые есть в нашей стране.
У нас есть примеры внедрения конкурентоспособных отечественных технологий. Очень большая работа ведется компанией «Татнефть», особенно проекты, реализуемые на комплексе «Танеко». Активно в этом направлении движется «Нижнекамскнефтехим». Также мы должны очень внимательно смотреть по вопросам промышленной безопасности.
В целом вузы слабо представлены и имеют не лучшие конкурентные коммерческие разработки. Есть критика в области создания малых инновационных предприятий. Их эффективность незначительная. На все 59 малых инновационных предприятий выручка всего 44 млн рублей. Каждый образовательный центр должен быть научно-исследовательским центром, должен иметь кафедру, работать с предприятиями. Пока этого не будет – перспектив у этого учебного заведения нет. Нужно активнее работать.
Важный вопрос – качество подготовки кадров. Пока не будет участия предприятий в подготовке инженерного состава – их качество будет на соответствующем уровне. Нужно усилить работу по присутствию наших вузов со своими кафедрами. Для этого есть все возможности. У нас имеются все виды университетов: и технический, и технологический, и энергетический. Пожалуйста, только работайте. Здесь мы все должны быть заинтересованными.
Следующий вопрос – развитие стандартов Ворлдскиллз. Это мировой стандарт. В этом должна участвовать не только республика, но и наши товаропроизводители. Без профессиональных преподавателей высокого уровня мы не сможем соответствовать этому стандарту. Т.е. в ресурсных центрах должны быть представлены стратегические партнеры в виде наших предприятий. Они и заказчики, и участники этого процесса. Мы многое делаем, каждый год 5-6 ресурсных центров приводим в порядок. Многие предприятия очень заинтересованы и активно работают в этом направлении, но не все.
Есть вопросы по подготовке кадров в металлургической отрасли. Было поручение КАИ по созданию кафедры совместно с «Тэмпо», пока данный вопрос не решен. Посмотрите, пожалуйста, этот вопрос.
Сегодня наш коллега из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого рассказал о взаимодействии вуза с предприятиями. Так, их инженерный центр включен в технологические цепочки крупнейших автопроизводителей мира. Этот опыт нужно изучать и воплощать.
Необходимо обратить внимание на промышленную кооперацию, на связи наших предприятий. Также нужно активнее работать по цифровизации. Все мы говорим о «цифре». Но реально в этом вопросе не все серьезно продвинулись. Эту работу нужно усилить.
Важная тема – диверсификация оборонно-промышленного комплекса. Президент нашей страны поставил задачу довести диверсификацию до 30% к 2025 году. Такой уровень только на 5 предприятиях из 27. Есть хороший пример компании «Позис». Они активно работают и планируют дальше расширить своё присутствие на рынке. При этом не только за счет холодильников, но и медицинской сферы.
Сегодня есть очень много разных программ поддержки. Хотелось бы поблагодарить за это Министерство промышленности и торговли РФ. Эти программы работают и ставки очень доступные. Но для этого нужно готовить качественную документацию. Эту работу надо активно двигать, потому что других возможностей нет. Экономика машиностроения, особенно производства, не везде позволяет работать по коммерческим кредитам. Льготные кредиты есть, надо активно в них участвовать.
Главная оценка качества нашей продукции – уровень экспорта. В национальных целях, определенных Президентом России, стоит задача по увеличению объема несырьевого неэнергетического экспорта на 70%. Однако пока наш объём падает, и мы теряем позиции. Мы были на 16 месте, а оказались на 19. Должна быть четкая системная работа. У нас есть очень большой сегмент халяльной продукции, другие направления. Есть предприятия с выручкой в размере 1 млрд рублей, а по экспорту – ноль. Нужно мотивировать компании, тем более есть большая поддержка со стороны государства. В то же время мы видим существенный рост импорта. Треть импорта – продукция машиностроения. На эти вызовы у нас должны быть ответы.
Не могу не обратить внимания на налоговую задолженность. В течение года она выросла на 376 млн рублей. Понятно, прошлый год был непростой. Вопрос работы балансовых комиссий по бюджетообразующим предприятиям. Вопрос не в наличии долгов. Это прямой путь к банкротству или сокращению производства. Мы крайне не заинтересованы в том, чтобы предприятия снижали количество работников или уходили с рынка.