Татарстан планирует довести долю цифровизации государственных услуг до 70% уже в 2022 году – на два года раньше намеченных сроков. Об этом на брифинге в Доме Правительства РТ рассказал министр цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ Айрат Хайруллин.
В целях профилактики распространения коронавирусной инфекции традиционный брифинг прошёл в формате онлайн-трансляции. Представители СМИ могли задавать свои вопросы через официальные аккаунты Пресс-службы Президента Татарстана.
Айрат Хайруллин сообщил, что сегодня в Татарстане доля услуг, которые можно получить в цифровом формате, составляет уже 42,5%. «Основная задача федерального проекта “Цифровое государственное управление“ – к 2024 году создать условия и сервисы, чтобы 100% приоритетных государственных и муниципальных услуг оказывались без личного посещения, а взаимодействие граждан и бизнеса с государством на 70% происходило в цифровом виде», – отметил министр.
В целом развитие цифрового государственного управления является одним из важнейших направлений национального проекта «Цифровая экономика». Оно подразумевает создание в республике единой платформенной инфраструктуры для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также повышения эффективности системы госуправления, заключил глава Минцифры РТ.
Айрат Хайруллин подчеркнул, что одной из основных целей на сегодня является подготовка высококвалифицированных кадров за счет переобучения по компетенциям цифровой экономики согласно паспорту регионального проекта. В Татарстане обучат специалистов по 25 направлениям, среди которых – веб-дизайн и веб-разработка, разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений, интернет-маркетинг, SMM и ряд других. К 2024 году планируется обучить более 10 тыс. выпускников вузов и ссузов, а также примерно 13 тыс. трудоспособных жителей республики ключевым компетенциям цифровой экономики.
«Кадры для цифровой экономики – это не только разработчики, программисты и инженеры. Фактически этими компетенциями может и должен обладать любой отраслевой специалист – начиная от медика и заканчивая работником сельского хозяйства», – заключил спикер, добавив, что цифровая экономика пронизывает все передовые отрасли экономики и промышленности.
Министр проинформировал, что в каждом районе Татарстана откроется свой ИТ-лицей. Проект реализуется вместе с компанией «Яндекс». Он является полностью безвозмездным. Компания берет на себя переобучения педагогов, чтобы они могли давать школьникам профессиональные знания в области разработки программного обеспечения. «При поддержке Президента Республики Татарстан у нас откроется и будет расширяться сеть Яндекс-лицеев. Задача поставлена, что они должны появиться в каждом муниципальном районе республики», – отметил спикер.
Ранее Минпросвещения РФ рекомендовало перевести обучение школьников на дистанционный режим. Данные меры призваны не допустить развития эпидемии коронавируса в стране. Минцифры Татарстана в свою очередь дало советы по организации дистанционного обучения для учеников.
«Вместе с министром образования и науки РТ Рафисом Бургановым мы обсудили вопросы дистанционного образования: каким образом в случае неблагоприятных прогнозов развития инфекции мы могли бы нивелировать скопление людей, чтобы при этом образование не остановилось и процесс обучения продолжился», – заявил А.Хайруллин.
Он заметил, что в Татарстане существует система электронного образования. Кроме того, учителя могут воспользоваться альтернативными инструментами, которые позволяют учиться на дому. Министр привел в пример несколько платформ, которые позволяют учиться бесплатно: «Учи.ру» или «ЯКласс».
Кроме того, глава Минцифры РТ сообщил, что ряд педагогов используют иные методы. Например, транслируют уроки на популярных видеоплатформах. «Учитель создает канал на YouTube, делает стрим и ведет урок. Ученики смотрят урок дома и оставляют вопросы в комментариях. Так учитель выполняет свои обязанности, и учебный процесс не останавливается», – пояснил он.
Айрат Хайруллин заключил, что информационные технологии дают колоссальную возможность узнать, как другие страны с помощью цифровых технологий борются с коронавирусом Covid-19 и организуют профилактику заболевания.