Официальный Татарстан

О республикеНаселениеАссамблея народов ТатарстанаСъезд народов ТатарстанаДоклад Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина

Доклад Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина

Д О К Л А Д

Председателя Государственного Совета Республики Татарстан

Ф.Х. Мухаметшина на Съезде народов Татарстана –

«В ДРУЖБЕ НАРОДОВ – СИЛА РЕСПУБЛИКИ,
ЗАЛОГ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ТАТАРСТАНА»

(Казань, 3 ноября 2007 года)

 

Хөрмәтле Татарстан Республикасы Президенты!

Хөрмәтле съезд  делегатлары һәм кунаклар!

Уважаемый Президент Республики Татарстан!

Уважаемые делегаты и участники съезда!


Сегодня в этом зале собрались представители всего многонационального народа Татарстана. Здесь присутствуют татары и русские, чуваши и башкиры, мордва и удмурты, марийцы и немцы, евреи и казахи, представители многих других народов, проживающих в республике, – все те, для кого Татарстан стал общим домом и единой Родиной.


Вопросы национального строительства, сохранения и приумножения традиций межэтнического согласия, достижения духовно-нравственной и социально-политической гармонии, единства народов – традиционно для нашей республики являются ключевыми. Их можно назвать основой государственной безопасности Татарстана в самом прямом смысле слова. Мир на нашей земле – это весомый залог продолжения демократических преобразований, экономических и социальных реформ, культурного и духовного развития наций и народов.


Бесспорно, многонациональность республики – уникальное наше богатство и достояние, обладающее, к тому же, громадным созидательным потенциалом. Есть известное китайское изречение: «Пусть цветут все цветы». Только тогда наш мир будет красивым и разнообразным. Так вот, народы – это те же цветы, составляющие неповторимый букет республики.


Для достижения межнационального мира и согласия в Татарстане исторически делалось всегда очень много. Однако предметом особого внимания и заботы эти вопросы становятся с начала 1990-х годов.

Напомню, Съезд народов Татарстана, состоявшийся в мае 1992 года, стал поистине судьбоносным. В то непростое время важен был сам факт духовного единения народов республики. Распад СССР, образование новых государств, смена общественно-политического строя, вхождение в рыночную экономику – на огромном пространстве нашей страны еще не было столь крутых поворотов. Все это сопровождалось многочисленными экономическими проблемами, росла безработица, усиливались противоречия в межнациональной сфере.


В тех обстоятельствах перед органами власти республики задачей первостепенной важности стала необходимость стабилизировать обстановку, не дать укорениться росткам подозрительности между людьми разных национальностей. Татарстан избрал курс на самостоятельность, стал первопроходцем в освоении и развитии договорной практики, отстаивании принципов федерализма и толерантности, – в целом строительства новой Российской государственности.


Важнейшими этапами того периода стали Декларация о государственном суверенитете республики, Референдум 1992 года и принятая на его основе Конституция Республики Татарстан.


Особую роль в стабилизации обстановки сыграл Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан. 13 лет назад это был, пожалуй, единственный путь к достижению межнационального мира как внутри республики, так и в отношениях с Федеральным центром, – делавшего первые и очень трудные шаги по возведению здания нового федеративного государства.


В этом смысле, Договор стал идеологией доверия и взаимопонимания, национальной идеей, объединившей народы Татарстана.


Вполне понятны, поэтому, – объяснимы и оправданы – многочисленные усилия, которые прилагались руководством республики для подготовки и подписания нового Договора, имеющего уже силу Федерального закона и вступившего в действие 11 августа 2007 года. Он содержит в себе значительный потенциал в сфере национальной политики, раскрыть который, наполнить реальным содержанием необходимо, работая в тесном контакте с Федеральным центром.


В ходе нашего сегодняшнего обсуждения, думаю, делегаты съезда внесут конкретные предложения по направлениям этого взаимодействия.


Несомненно, все перечисленные решения тех лет явились прочной основой целого комплекса глубинных демократических преобразований, направленных на сохранение национального мира и согласия на нашей земле. В качестве основополагающего вектора развития на высшем конституционном уровне был закреплен фундаментальный принцип соблюдения интересов, прав и свобод всех татарстанцев, независимо от их национальной, религиозной и социальной принадлежности.


Именно тогда начался новый этап в развитии национальных движений. Особое внимание стало уделяться разработке и реализации Государственных программ поддержки культуры. Многое было сделано в области внедрения системы национального образования. Создан и успешно прошел апробацию татарстанский вариант национально-регионального компонента стандарта образования, потребность в котором остро ощущается как в республике, так и за ее пределами. В местах компактного проживания народов существенно расширилась сеть национальных дошкольных учреждений и школ.


В Татарстане накоплен уникальный опыт взаимодействия религиозных и государственных структур, направленный на сохранение и укрепление межнационального и межконфессионального согласия. Поэтому отнюдь не случайно Президент России В.В. Путин в ходе прямой связи с россиянами в октябре т.г. особо подчеркнул, что «Татарстан является ярким примером братского сосуществования различных культур и религий, зримым доказательством правильности выбранного руководством республики курса развития – на сотрудничество всех, кто живет в республике, на укрепление Российской Федерации».


И это действительно так. По данным социологического исследования, проведенного накануне съезда Центром аналитических исследований и разработок совместно с Центром этносоциологических исследований Института истории Академии наук Татарстана, почти 95 процентов татарстанцев характеризуют межнациональные отношения в республике как «хорошие, добрососедские и спокойные».

Сегодня не без гордости можно сказать, – важнейшие наказы Первого Съезда народов Татарстана выполнены.


На качественно новый уровень созидательного взаимодействия поднялись отношения между нашими братскими народами.


Принята Программа по сохранению, изучению и развитию государственных и других языков в Республике на 2004-2013 годы.


При Академии наук созданы научные центры по изучению истории и культуры народов Татарстана (Институт истории, Институт Татарской энциклопедии, Совместный научно-исследовательский центр Казанского университета и Академии наук республики – «Культурное наследие и информационные технологии»).


Завершена реконструкция II-ой очереди Дома дружбы народов Республики Татарстан.


Согласно решению делегатов I Съезда была создана и успешно все эти годы работает Ассоциация национально-культурных объединений Республики Татарстан.


Есть много примеров конструктивного развития отношений между народами, которые стали возможными благодаря стабильной социально-политической обстановке в республике. Как и в любой семье – только в обустроенном доме живет мир, согласие и достаток.


Считаю очень важным, что за все эти годы ни при каких обстоятельствах не было создано ни одного прецедента ущемления прав граждан по национальному или религиозному признаку. Твердая позиция Президента М.Ш. Шаймиева, Парламента и Правительства республики, четкое следование курсу центризма в национальном вопросе повысили доверие граждан к власти в Татарстане. Все это позволило успешно реализовывать важнейшие стратегические решения по развитию республики.


Сегодня Татарстан – один из самых предсказуемых и социально-устойчивых субъектов Российской Федерации. Порой по собственной инициативе, порой вынужденно республика в своей новейшей истории во многом самостоятельно шла по пути построения социально-ориентированной рыночной экономики. В настоящее время не без гордости можно утверждать, что преодолен системный кризис 1990-х годов, когда стояли производства и люди месяцами не получали зарплату, а пенсионеры – пенсии…


В период между I Съездом народов Татарстана и сегодняшней встречей благодаря усилиям органов власти республики и трудовых коллективов предприятий произошли коренные перемены к лучшему.

Именно в тот период вырабатывались приоритеты развития экономики. Одними из первых в стране мы занялись созданием перерабатывающих производств. В результате удалось стабилизировать добычу нефти и модернизировать нефтехимический комплекс, сохранить машиностроительную отрасль. Это позволило республике выйти на 5 место в стране по объемам валового регионального продукта, промышленного производства и инвестициям в основной капитал.


Появлявшиеся дивиденды экономических успехов республика при поддержке федерального центра вкладывала в формирование налоговой базы и в социальную сферу. За 15 лет сформирована система адресной социальной защиты, успешно реализованы программы газификации и телефонизации, ликвидации ветхого жилья. В 2,5 раза выросли реальные денежные доходы населения. Активно развивается проект татарстанской социальной ипотеки. Впервые за последние десятилетия зафиксирован рост рождаемости и сокращение смертности населения.


Знаковые перемены произошли в переустройстве села. Татарстан вошел в тройку лидеров среди российских регионов по объему производства сельхозпродукции. Возводятся мегафермы и животноводческие комплексы. 80% татарстанской пашни обрабатывается крупными инвесторами. Несмотря на то, что Татарстан находится в зоне рискованного земледелия, из года в год удается собирать высокий урожай зерновых. Труженики села вышли на уровень ежегодного валового сбора зерновых культур в объеме 5 млн. тонн.


Достижения в социально-экономической сфере выступают надежной основой для решения национальных проблем. Главное теперь:

  • сохранить и преумножить в республике индивидуальность и неповторимость, уникальность и своеобразие каждой этнической группы;
  • упрочить в Татарстане атмосферу взаимоуважения и духовности;
  • еще больше сплотить наши народы.


Уважаемые участники съезда!


Сформировавшаяся на протяжении веков в нашем регионе атмосфера взаимопонимания и толерантности между народами придает Татарстану неповторимый полинациональный колорит. Свое выражение он находит в образе жизни, традициях, менталитете, национальных и культурных обычаях, фольклоре наших народов. Татарстан – многонациональный субъект Российской Федерации. Здесь проживают представители 115 национальностей. 52,9% составляют татары, 39,5% – русские.


Общая численность остальных народов – около 300 тыс. человек. В том числе: около 127 тыс. – чуваши, 24 тыс. – удмурты, 24 тыс. – мордва, 19 тыс. – марийцы, 15 тыс. – башкиры. Издавна республику населяют украинцы, белорусы, евреи, немцы. Есть в республике этнические группы, представленные несколькими сотнями человек – это аварцы (251), кумыки (147), ассирийцы (146), даргинцы (232), осетины (364), калмыки (167) и многие другие.


Формат выступления не позволяет мне назвать все народы, НО это не означает, что их жизнедеятельность выпадает из поля нашего зрения…


Кроме того, в последние годы, – в основном за счет миграции, – происходит рост представительства новых диаспор. Более чем в 4 раза увеличилась таджикская диаспора (сейчас в Татарстане проживает около 4 тыс. таджиков), в 3 раза – армянская (около 6 тыс. чел.), в 2 раза – азербайджанская община (почти 10 тыс. чел.). Колорита многонациональной палитре Татарстана добавляют вьетнамская и турецкая диаспоры, относительно недавно появившиеся в республике.


В этих условиях, наши Представительства в странах СНГ и дальнего зарубежья должны усилить работу по расширению связей Татарстана с этими государствами. Выиграют от этого все: и республика, и представители бизнес-сообщества, и, конечно же, национальные общины народов.


Особо хочу подчеркнуть, – республика всегда отличалась постоянством и стабильностью добрых отношений между народами. Эти традиции берут свое начало в глубине веков. История последних столетий не знает ни одного конфликта на межэтнической или религиозной почве.


Все чаще этнологи и политики называют Татарстан регионом высокой культуры межнационального общения, крепких, проверенных временем, традиций взаимопонимания и уважения между народами. Говорят об особых механизмах, «рецептах» уникальной толерантности в рамках Татарстанской модели этнокультурного развития. Тем более, что в содержание понятия толерантности сегодня уже вкладывается не просто идея «терпимости», но и взаимоуважения, великого искусства людей понимать друг друга, идти на компромисс, соучаствовать в культурном процессе другой нации.


Речь в нынешних условиях должна вестись о межэтнической солидарности. Задачи дальнейшего укрепления Отечества, обеспечения поступательного развития экономики, модернизации социальной сферы диктуют необходимость еще большего единения народов Татарстана.


На сегодняшний день в республике зарегистрировано 66 национально-культурных общественных организаций, 35 из которых участвуют в деятельности Ассоциация национально-культурных объединений Татарстана. При Ассоциации работают Центры временного размещения и социально-правовой защиты иностранных граждан, Многонациональная воскресная школа, Культурный фонд «Традиция», Дома дружбы в Казани и Набережных Челнах, Немецкий дом Республики Татарстан. Их финансирование осуществляется за счет бюджета (в 2007 году на деятельность АНКО предусмотрено более 1,5 млн. рублей).


Вклад национально-культурных объединений в социальное развитие республики невозможно переоценить:


Весьма показательным является опыт взаимодействия АНКО с силовыми структурами. В рамках Соглашения между Ассоциацией национально-культурных объединений, Министерством внутренних дел республики и Управлением Федеральной миграционной службы решаются миграционные вопросы регистрации и пребывания граждан СНГ в Татарстане.


Активно занимается вопросами сохранения и развития родной культуры Чувашская национально-культурная автономия. На сегодняшний день она является одной из самых крупных в составе АНКО. Не случайно чуваш называют «народом ста тысяч песен». Более 10 лет в республике проводится старинный чувашский праздник хоровода «Уяв», фестиваль «Чувашский соловей», издается газета «Сувар».

Во многом благодаря деятельности Общества русской культуры был поднят и решатся вопрос русского национального образования, созданы и успешно функционируют школы и классы русского филологического профиля. Возрожден древний красочный праздник «Каравон». Восстанавливаются православно-духовные центры русского народа, вернулись из небытия концерты духовной музыки.

С XVII века значимую роль в культурной жизни Казани играют представители немецкой общины. Профессор Казанского университета К. Фукс был одним из первых исследователей культуры татарского народа. Большой вклад в становление научных школ внесли химик К. Клаус, юрист Д. Мейер, анатом П. Лесгафт. Здания Национальной библиотеки, Музея изобразительных искусств построены по проектам архитектора К. Мюфке. Сегодня Немецкий дом Татарстана – это многочисленные культурные связи с Германией, регулярные выставки, более 40 курсов немецкого языка.


Большим успехом индийской общины стало установление прочных культурных связей между Татарстаном и Индией. Работает школа индийского классического танца «Сангита», а город Хайдарабада – стал побратимом Казани.


В последнее время активизировали свою работу еврейская, азербайджанская, вьетнамская, корейская, марийская, украинская и многие другие диаспоры.


В настоящее время Ассоциация национально-культурных объединений Республики фактически переросла свой формат. Сегодня ее работа требует другого масштаба и иных подходов. Конференция Ассоциации, состоявшаяся 20 октября, вышла с инициативой повысить ее статус – преобразовать Ассоциацию в Ассамблею народов Татарстана. Причем, – это не просто переименование организации. Речь идет о более эффективной реализации потенциала этнокультурного движения, расширении его полномочий и географии.


Сейчас Ассоциация имеет четко фиксированное членство. В составе Ассамблеи предполагается членство не только юридических лиц – общественных организаций, но и физических лиц из числа жителей республики. Это позволит усилить взаимодействие Ассамблеи с органами государственной и муниципальной власти. Станет шире география национального движения – в него включится весь Татарстан. Появляется возможность услышать запросы представителей абсолютно всех этнических групп Республики, независимо от их численности.


Для решения возникающих проблем Ассамблея сможет обращаться к властям любого уровня, и те обязаны будут соответствующим образом реагировать на эти обращения.


Необходимо отметить, что вопросы преобразования АНКО в Ассамблею народов Татарстана активно обсуждались на заседаниях оргкомитета по подготовке Съезда. Была проведена большая подготовительная работа, прошли совещания с лидерами общественных объединений. Я думаю, делегаты Съезда выскажут свое отношение к решению об образовании Ассамблеи народов Татарстана, – как предлагается в изменениях к Уставу этой общественной организации, – и поддержат его.


Уважаемые коллеги! Сегодня мы планируем обсудить проект КОНЦЕПЦИИ национальной политики Республики Татарстан. Этот документ станет в дальнейшем основой национальной политики в Татарстане. Концепция направлена на объединение усилий органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества по гармонизации межнациональных отношений, профилактике экстремизма, созданию условий для удовлетворения татарстанцами своих этнокультурных потребностей.


Работая над Концепцией, ее разработчики всесторонне исследовали многонациональный ландшафт республики, изучили факторы, характеризующие единство и многообразие духовной жизни наших народов.


Сквозной идеей документа проходит положение, что с одной стороны все народы, безусловно, уникальны и различны. У каждого этноса свой язык, традиции и менталитет. Но с другой стороны, мы – все равны и едины. ВСЕ МЫ – татарстанцы и россияне. И это нас объединяет. В Концепции используются понятия «российской нации», «татарстанского согражданства» как части общероссийского согражданства. Обосновывается формула национального строительства – «Гражданское единство в этническом многообразии».


В документе прописаны подходы к решению целого ряда практических вопросов, говорится о необходимости регулярного мониторинга этнической ситуации на государственном уровне, укрепления заслона любым видам экстремизма на национальной почве.


Нам важно услышать мнение участников съезда, представителей различных национальностей и широкой общественности. Предлагаю не ограничиваться только сегодняшним обсуждением. В дальнейшем потребуется организовать парламентские слушания в Государственном Совете. Все это станет хорошим подспорьем для подготовки Правительством Татарстана Государственной программы по реализации Концепции национальной политики и представления законопроекта в Государственный Совет республики.


Мы исходим из того, что в условиях полиэтничности республики необходимо усиливать политику многокультурности, основными чертами которой выступают многоязычие, поликультурное образование и упрочение духовных ценностей.


В реализации такой политики важнейшая роль принадлежит образовательно-воспитательному потенциалу национальных культур, которые углубляют взаимодействие и объединяют народы.

Более того, мультинациональное образование – это важный стратегический ресурс устойчивого развития полиэтнического сообщества, фактор обеспечения безопасности многонационального государства. Мы в Татарстане на протяжении многих лет проводим целенаправленную работу по формированию целостной системы национального образования. В свое время К. Ушинский – создатель теории «народного образования» – говорил, что «вся воспитательно-познавательная работа в семье, детском саду и школе должна вестись на родном, – материнском языке».


Большим достижением республики стало формирование системы национальных детских садов, в которых процесс воспитания строится на родном языке. Кроме того, открыты подобные группы и в обычных дошкольных учреждений.


Сейчас в Татарстане действуют около 2 тыс. дошкольных образовательных учреждений, из них – 889 с татарским языком воспитания; 53 – чувашских, 15 – удмуртских детских садов, 10 марийских групп.

В Республике оптимальным вариантом государственной языковой политики выступает национально-русско-татарское трехязычие. Оно предполагает одинаково свободное, высоко грамотное владение двумя государственными языками (русским и татарским) и родным языком. В структуре языковой политики особое место занимают и вопросы изучения иностранных языков.


Как отметил Президент Татарстана в своем Послании Государственному Совету республики – это направление становится стратегической задачей. Только свободное владение языками поможет нашим специалистам, молодежи стать конкурентоспособным на мировом рынке. Таковы требования времени. Сегодня для этого созданы необходимые условия, отработаны школьные программы.


В Татарстане функционируют более 1,5 тыс. школ с татарским языком обучения, 148 – чувашских, 45 – удмуртских, 22 – марийских, 5 – мордовских. 34 школы – с русским этно-культурным компонентом.

Представители народов изучают родные языки в 34 воскресных школах. Хорошо зарекомендовали себя учебные заведения с еврейским и кряшенским этнокультурными компонентами.


Традиционно высоким остается уровень преподавания русского языка. На Всероссийской олимпиаде по русскому языку ребята из Татарстана ежегодно занимают по 2-3 призовых места. Реализуется программа «Русский язык в Татарстане». Стала традиционной филологическая конференция школьников им. Л.Н. Толстого.


Конечно, в такой сложнейшей сфере, как полилингвизм, нужны добротные методические разработки. В последние годы Академией наук Татарстана подготовлено и издано более 30 научных трудов, посвященных методике преподавания языков и истории народов республики. В школы направлено 15 программ и около 500 наименований учебников. Установлены регулярные контакты с национальными книжными издательствами ряда республик.


Преемственность изучения родного языка сохраняется и в вузовской среде. Флагманом в этом деле является Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. Особо следует отметить Программу привлечения детей соотечественников для обучения в вузах Татарстана. Ее участниками уже стали 560 юношей и девушек из Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана.


Мы убеждены в необходимости дальнейшего накопления позитивных тенденций в сфере языкового внутри- и межнационального общения. В Татарстане принят Закон о языках, успешно выполняется Программа по сохранению, изучению и развитию государственных и других языков в республике на 2004-2013 гг. (объем финансирования программы составляет более 32 млн. рублей).


Вместе с тем считаю, – в настоящее время особое внимание необходимо сосредоточить на проблемах качества преподавания родных языков и всего блока национально-регионального компонента в целом. Несмотря на неоспоримые достижения, этот вопрос по-прежнему остается проблемным. Что скрывать, некоторые выпускники школ так и не осваивают родной язык, не знают истории своего народа, – и это при том, что прошли полный курс обучения по этим дисциплинам…


Именно сейчас данный вопрос приобретает особую актуальность. По итогам 2006 года в Татарстане каждый пятый брак – межнациональный. Динамика роста смешанных браков наблюдается все последние годы. В результате возникает опасность постепенной утраты языка одного из родителей. И мы должны обеспокоиться этим фактом. Понятно, что тяга к изучению родного языка формируется, прежде всего, в семье. Однако и государство, система образования не должны быть сторонними наблюдателями происходящих процессов.


Незнание родного языка разрывает преемственность поколений, обедняет духовность народа, порождает трудности в общении с представителями своей национальности. Наконец, родной язык является ретранслятором национальной культуры и его утрата оказывает разрушительное воздействие на все сферы образа жизни этносов.


В этой связи весьма опасным является переход от трехкомпонентной структуры государственных образовательных стандартов к однокомпонентному, который предусматривается в рамках Федерального законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». По сути, – это отмена существующей сейчас национально-региональной составляющей. Государственный Совет Татарстана принял ОБРАЩЕНИЕ к Президенту России, Председателям Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы. В нем мы выразили обеспокоенность постепенным сокращением национально-регионального компонента образования и предлагаем сохранить действующую систему стандартов.


На поддержку в решении этого вопроса мы рассчитываем и со стороны Министерства регионального развития Российской Федерации, лично – министра Д.Н. Козака, человека с большим жизненным опытом и непосредственно знакомого с национальными проблемами по работе в полиэтническом Южном федеральном Округе.


Думаю, делегаты съезда также поддержат депутатов Государственного Совета Татарстана и выскажут свое отношение к этому вопросу.


Уважаемые делегаты!


Для любого народа всегда злободневны проблемы сохранения и развития его КУЛЬТУРЫ и духовности. В Татарстане многое делается для возрождения национальных праздников и обрядов, восстановления традиционных промыслов и ремесел.


В республике работает 132 национально-культурных центра. Традиционными стали фестивали тюркских народов «Науруз», татарской песни им. Вагапова, мусульманского кинематографа «Золотой минбар». Возродились многие НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ с многовековой историей: татарский (Сабантуй), русские (Рождество, Масленица), чувашские (Раштуа), марийские (Семык), мордовские (Балтай), татар-кряшен (Питрау) и другие.


Реализация Республиканской программе развития культуры дала импульс духовному возрождению народов. Традиционными стали ярмарки и фестивали искусств: «Татарстан – наш общий дом», «Радужное многоцветие Татарстана», праздник народного творчества «Играй, гармонь», который проводится уже более 20 лет и являет собой торжество дружбы в многонациональном Татарстане.

Широкий диапазон проводимых мероприятий, безусловно, пробуждает интерес людей к духовной составляющей своего народа. В Татарстане работает более тысячи фольклорных коллективов (татарские, русские, чувашские, удмуртские, марийские, мордовские и др.), около 2 тыс. народных театральных студий.


Большой популярностью пользуются национальные библиотеки. Наряду с русскими и татарскими, в республике действуют 238 чувашских книгохранилищ, 111 – марийских, 71 – удмуртских, 54 – башкирских, 50 – мордовских. 15 лет назад мы могли только мечтать о таком многообразии сокровищницы духовной культуры народов.


Пропагандой традиций и прикладного творчества этносов занимаются около 100 музеев. Без преувеличения можно сказать, – они собирают золотой фонд наций. Вступление наших музеев в Союз музеев России, российские и международные ассоциации, – позволили Татарстану не только заявить о себе, но и установить тесные контакты с музеями мира, наладить общение с татарскими общинами в регионах России.


В республике накоплен большой потенциал для развития традиционных народных промыслов. Есть талантливые художники, прекрасные образцы прошлого… Имеется крепкая законодательная база. В 2005 году наш Парламент одним из первых принял Закон о народных художественных промыслах и ремеслах. Созданы Центр развития художественных промыслов, Палата ремесел, Художественно-экспертный совет по народным промыслам. Сформирован БАНК ДАННЫХ о предприятиях и мастерах декоративно-прикладного искусства.


Предлагаю подобную практику распространить и на федеральный уровень. Надо составить реестр традиционных художественных промыслов, принять федеральную программу по их сохранению, возрождению и поддержке.


Пока же мы эту проблему решаем исключительно своими силами. Сейчас разрабатывается вторая республиканская программа поддержки ремесел на 2008-2012 гг. Можно было бы в ее рамках предусмотреть открытие центров художественных промыслов с учетом традиций того или иного района.


Скажем, Арский район издревле считался родиной искусных кожевников, Алексеевский – славился лучшими мастерицами по узорному ткачеству, а жители Кукмора – с давних пор слыли непревзойденными мастерами по изготовлению валенок.


Можно было бы совместно поработать с Министерством по делам молодежи, спорту и туризму республики, создать специальные туристические маршруты в подобные Центры… В них целесообразно организовать обучение будущих мастеров, что, помимо прочего, будет стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, подъема экономики районов. Многое в этом деле зависит и от инициативы национально-культурных объединений на местах – их настойчивости и последовательности.


Далее. Сложившаяся в республике атмосфера толлерантности и поликультурности диктует особые требования к работе средств массовой информации.


Многочисленные опросы общественного мнения свидетельствуют о порой недостаточном уровне информированности людей в вопросах межнациональных отношений, о нехватке просветительской работы. Думаю, никто не усомнится в том, что деятельность СМИ оказывает большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический настрой и нравственный облик каждого человека.

Действительно, всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, имеет свой стереотип и несет конкретные политические ориентации и ценностные установки. Средства массовой информации могут быть организатором общества, а могут играть и разъединительную роль. В этом – суть проблемы.


Дело это весьма тонкое. Здесь нужен высокий профессионализм и гражданская ответственность журналистов всех СМИ.


Известно, что информация обладает свойством неполноты, ее никогда не бывает слишком много. Однако в некоторых случаях у нас наблюдается даже вакуум. Мало публикаций о трудолюбии, сохранившихся обычаях народов, проживающих компактно в районах Республики. Думаю, это недоработка не только СМИ, но и Ассоциации, да и самих национальных диаспор и муниципальных образований.


Предлагаю, также, обсудить возможность выпуска полноцветного журнала Ассамблеи народов Татарстана, в котором бы для каждой диаспоры нашлась своя страничка. Причем, в нем могут печататься не только новости национально-культурных объединений, но и материалы на национальных языках. Необходимо также сделать регулярными теле- и радио передачи на языках народов, проживающих в Республике Татарстан. Пусть это будет в рамках телеканала Новый век, местных телерадиокомпаний.


Уважаемые участники съезда! Основной вопрос нашего Форума – это совершенствование и модернизация национальной политики. Как мне видится, этот процесс синхронно должен идти как на федеральном, так и на региональном уровнях.


Любая социальная ПРОБЛЕМА как болезнь, – ее легче предотвратить, чем лечить. Поэтому взаимодействие государства и этносов необходимо переориентировать с «аварийного», как это нередко происходит, – на планово-предупредительный «профилактический», я бы даже сказал, – стратегический режим работы. И не нужно бояться национальной политики в многонациональной стране. Да, дело это непростое и деликатное. Но условия мировой глобализации требуют от федерального центра более решительных шагов.


Нельзя сказать, что в России сформированы все необходимые правовые механизмы для реализации поставленной задачи. Нет главного – качественного законодательства в сфере межнациональных отношений, основополагающего документа, отвечающего современным запросам общества. Положения федеральной Концепции государственной национальной политики, утвержденной Указом Президента России в 1996 году, во многом утратили свою актуальность и нуждаются в пересмотре.


Национальная политика сейчас уже не может ограничиваться лишь комплексом мероприятий по поддержке культур, языковых программ или самобытности народов. Речь нужно вести о консолидации этносов, проживающих на одной территории. При этом работа должна идти в двух направлениях. С одной стороны – принятие единой рамочной Федеральной Концепции, с другой – реализация поливариантной национальной политики, согласованной со специфическими условиями образа жизни народов республик, краев и областей.


В этом аспекте в адрес Федерального Правительства считаю возможным высказать следующие конкретные ПРЕДЛОЖЕНИЯ:


Необходимо ВОЗОБНОВИТЬ обсуждение законопроекта об Основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации с задачей завершить его разработку и принятие в 2008 году.


Напомню, и Президент Татарстана, и Государственный Совет дали отрицательный отзыв на проект этого документа. В своих замечаниях мы рекомендовали уйти от каких-либо оценочных позиций, не отделять русский народ от других народов страны. Каждый народ сам по себе и государствообразующий, и самоопределившийся. И каждый – одинаков в своих правах. Россия не укладывается в классическую категорию нация - государство, как это принято в странах западной демократии. Для обществ, где население различается по языку, конфессии, культуре, нужны иные принципы и подходы.


Далее считаю необходимым возобновить рассмотрение вопроса об образовании Совета Национальностей при Федеральном Собрании Российской Федерации по принципу гарантированного представительства всех наций, народностей и этнических групп, проживающих на территории Российской Федерации.


Следует ускорить ратификацию Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, которую Россия подписала согласно распоряжению Президента России от 22 февраля 2001 года, НО до сих пор еще не ратифицировала.


Разработать комплекс показателей системы раннего предупреждения и урегулирования противоречий в межнациональной сфере, а также ускорить проектирование самой этой системы.


По многим вопросам межнациональных отношений Татарстан действует в опережающем режиме. На сегодняшний день проводимая в республике государственная национальная политика характеризуется как последовательное утверждение атмосферы взаимного уважения, согласия и доверия между народами. Президент М.Ш. Шаймиев неоднократно подчеркивал в своих выступлениях, что «руководство республики стремится к соблюдению баланса между политикой возрождения татарского народа и политикой, направленной на обеспечение одинаково благоприятных условий для развития и процветания всех культур, языков и конфессий многонационального Татарстана».


Такая постановка вопроса Президентом поддерживается всеми народами Татарстана. Созданные у нас политико-правовые и социальные условия гарантируют представителям всех этнических общностей возможность успешно реализовывать функции сохранения черт и специфики их национально-этнической определенности.


Еще раз хочу подчеркнуть, обсуждаемая нами Концепция национальной политики должна свести воедино работу органов государственной власти по гармонизации законодательства в межнациональной сфере. При этом мы исходим из соблюдения двух важнейших принципов – паритет интересов всех национальностей и партнерство во всех сферах общественной жизни. Сегодня как никогда нужна консолидация общества вокруг главных национальных приоритетов – это мир, стабильность и согласие во имя развития и процветания нашей Страны и Республики!


У нас есть все необходимое для достижения столь высоких целей. Выбранное в последние годы в Российской Федерации направление движения, – реализуемое также как «План Путина», – обеспечивает высокие темпы развития экономики, инвестиций, а значит, – создает условия для решения стоящих перед нами задач, в том числе и национальных.


Как недавно отметил наш общенациональный лидер, Президент России В.В. Путин, выступая на VIII съезде партии «Единая Россия», – «в прошлые годы наша страна пережила целую череду потрясений. Мы не можем позволить себе повторения старых ошибок, не можем потерять исторический шанс на мирное и стабильное развитие».


В завершении хочу сказать, – весьма символично, что наш Съезд проходит накануне отмечаемого завтра Дня народного единства – молодого Общероссийского праздника, наполненного глубоким историческим и духовным смыслом. Только сообща мы сможем сохранить нашу богатую историю, уникальную культуру, сформировать мощное государство с достойным уровнем жизни.


Пользуясь возможностью, хочу также высказать слова благодарности представителям всех общин, – делегатам национально-культурных объединений. Наша сегодняшняя встреча – это огромный вклад в мирный, толерантный процесс социально-экономического развития Республики Татарстан. Выражаю уверенность в конструктивной работе как на этом съезде, так и по реализации его решений.


Убежден, – эта стратегическая задача по плечу многонациональному Татарстану. В дружбе народов – сила республики и весомый залог ее поступательного развития!


Спасибо за внимание!