Официальный Татарстан

О республикеОбразование и наукаДошкольное, школьное и профессиональное образование

Дошкольное, школьное и профессиональное образование

По состоянию на 01.01.2014 в Республике Татарстан функционируют 1958 дошкольных образовательных организаций на 168,5 тысяч мест. В них воспитываются 193,9 тысяч детей дошкольного возраста. Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 года до 7 лет по республике составляет 71,8%.

В рамках реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году в республике создано дополнительно 6587 дошкольных мест, в т.ч. построено 27 новых дошкольных образовательных организаций, отремонтировано 24 здания под размещение в них детских садов, открыта 21 дополнительная группа в функционирующих детских садах, в негосударственных организациях и вариативных формах дошкольного образования создано 1612 дошкольных мест.

В настоящее время функционирует 1431 школа, в них обучается 361 тыс. учащихся. Функционируют 95 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 97 гимназий, 44 лицея.

На протяжении 5 лет по результатам Всероссийской предметной олимпиады школьников команда Республики Татарстан удерживает 1 место в Приволжском федеральном округе. В 2014 году 73 школьника Татарстана стали победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Продолжена работа по развитию национального образования. В Республике Татарстан в настоящее время функционируют 853 образовательных учреждения с татарским языком обучения, 205 школ с классами с углубленным изучением русского языка и культуры, а также 96 школ с чувашским, 18 марийским, 34 удмуртским, 4 с мордовским, 1 с башкирским, 1 с еврейским этнокультурным компонентом содержания образования.

В 2011 году в Актанышском муниципальном районе Республики Татарстан создано государственное автономное общеобразовательное учреждение «Гуманитарная гимназия-интернат для одаренных детей» с обучением на татарском языке. В гимназии обучаются 176 учащихся из регионов Российской Федераций и Республики Татарстан.

В республике 30 воскресных школ, в которых обучают 28 языкам народов, проживающих в республике: азербайджанскому, украинскому, армянскому, осетинскому, таджикскому, ассирийскому, греческому, польскому, немецкому, грузинскому, мордовскому, марийскому, чувашскому, удмуртскому, башкирскому, ивриту и др.

В целях создания условий для поощрения отличившихся педагогических работников и коллективов за вклад в развитие национального образования ежегодно присуждаются премия имени Каюма Насыйри и республиканская премия имени Ризаэддина Фахреддина.

Существенно изменилась инфраструктура школ. Педагогические работники школ обеспечены персональными ноутбуками и доступом к сети Интернет по беспроводной технологии Wi-Fi из каждого предметного кабинета, количество учеников на 1 современный компьютер составляет 7 человек. В школах-центрах компетенции в электронном образовании реализуется проект «1 ученик: 1 компьютер». Все школы имеют высокоскоростной доступ к сети Интернет, в том числе 599 - по волоконно-оптическим линиям связи. Более половины (54%) предметных кабинетов школ оснащены проекционным и интерактивным оборудованием.

Успешно развивается единый портал: информационная система «Электронное образование в Республике Татарстан». Вход в систему персонифицирован, её зарегистрированными участниками являются все школьники и педагогические работники, работники органов управления образованием, а также родители учащихся. За последний год к системе подключились руководители и педагогические работники детских садов, организаций дополнительного образования детей и организаций среднего профессионального образования. Всего в системе зарегистрировано свыше 900 тысяч пользователей, из них 770 тысяч составляют представители общего образования.

В информационной системе размещены созданные по единому шаблону страницы сайтов всех школ, детских садов, организаций дополнительного образования детей, и организаций среднего профессионального образования; действуют виртуальные педагогические сообщества, электронные факультативы для учеников; электронные журналы и дневники учащихся. Учащимся школ республики, в том числе детям-инвалидам, обучающимся на дому, предоставлена возможность получения образования с использованием дистанционных образовательных ресурсов.

С 2013 года все школы перешли на ведение классного журнала только в электронном виде. Родители получают информацию об успеваемости детей как в электронном дневнике, так и с помощью sms рассылки.

В 2013 году 1255 воспитанников учреждений дополнительного образования Республики Татарстан стали призёрами международных соревнований, смотров, фестивалей, 1681 ребенок стали победителями различных всероссийских конкурсов.

В рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы реализуется направление «Развитие научно-технического творчества молодежи».

Шестой год подряд во Всероссийском конкурсе на лучшую подготовку граждан к военной службе Республика Татарстан занимает первое место.

В республике действует долгосрочная целевая программа Республики Татарстан «Доступная среда» на 2011-2015 годы Республика Татарстан. В настоящее время начата реализация Республиканской программы, предусматривающая увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых планируется создание универсальной безбарьерной среды. В рамках данной программы выделено более 5 млн. руб. на подготовку и переподготовку педагогических кадров для работы в образовательных организациях. Курсы переподготовки прошли 125 педагогов по специальностям олиго-, сурдо-, тифлопедагогика.